Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год
Физическая система Земля-Луна - ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ, ЯВЛЕНИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ МЕГАМИРА - ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ
Задачи урока: повторить знания о закономерностях механического движения планет и звёзд; охарактеризовать Землю и Луну как систему; объяснить фазы Луны; повторить и конкретизировать понятие о затмениях; ввести и объяснить приливные явления.
План урока
Этапы урока |
Время, мин |
Приёмы и методы |
I. Повторение |
5—7 20—25 15 2—3 1—2 |
Фронтальный опрос по рисункам учебника |
II. Изучение нового материала |
Рассказ учителя. Выступления школьников. Записи в тетрадях |
|
III. Совершенствование знаний |
Из истории исследования Луны. Демонстрация видеоматериалов с их обсуждением |
|
IV. Подведение итогов |
Выделение главного |
|
V. Домашнее задание |
Сообщение учителя |
I. После краткого введения организуется с использованием учебника повторение по вопросам: наблюдается ли движение звёзд на небесной сфере? Движение каких объектов экспериментально наблюдают на небесной сфере (рис. 14.2, 14.3 учебника)? Какое расстояние больше: один парсек или одна астрономическая единица? Можно ли с Земли измерить угол π (рис. 14.4 учебника)? В какой системе отсчёта Земля движется по эллипсу? Чему будет равен радиус-вектор Земли в афелии (рис. 14.6 учебника)?
II. Новый материал можно изучать по следующему плану.
1. Учитель определяет систему небесных тел Земля—Луна. После этого два школьника выступают со следующими краткими сообщениями: 1) физические характеристики Земли; 2) физические характеристики Луны (на доске последовательно заполняют и комментируют таблицу 53). Общий вывод: Земля и Луна довольно разные астрономические объекты; траектория движения (эллипс) Луны сильнее вытянута, чем у Земли; скорости движения тоже существенно различаются.
Таблица 53
Свойства |
Характеристики |
|
Земля |
Луна |
|
Форма — приближённо шар, твёрдое тело Инертные и гравитационные свойства Средняя плотность вещества Форма орбиты — эллипс Движение по орбите Ускорение свободного падения на поверхности |
Радиус 6400 км Масса 5,98 ∙ 1024 кг 5500 кг/м3 Эксцентриситет 0,017 Скорость 1 км/с 9,8 м/с2 |
Радиус 1700 км Масса 7,35 ∙ 1022 кг 3300 кг/м3 Эксцентриситет 0,055 Скорость 1 км/с 1,6 м/с2 |
2. Учитель рассказывает о явлениях, обусловленных существованием системы Земля—Луна, описывает видимое с Земли положение Луны (рис. 14.8 учебника). Далее выполняют рисунки затмений, затем обсуждают рисунок 14.9 учебника при объяснении приливов.
III. Из истории исследований Луны: а) методы исследований постоянно развиваются (визуальные наблюдения, локация, фотографирование, изучение проб грунта, спектральный анализ, изучение магнитных полей, исследование сейсмических волн приборами и др.); б) фотографирование обратной стороны Луны (советская станция “Луна—3”, 1959 г.) и построение карты Луны; “Луноход—1” (СССР, 1970 г.); в) американская программа “Аполлон” (с 1969 г.).
Выбор материала для рассказа об исследовании Луны возможен в широком диапазоне: показ видеоматериалов учителем, рассказ ученика о фотографировании Луны, о загадках Луны (происхождение Луны, вулканы, ядро и др.).
IV. Вопросы для подведения итогов: почему можно говорить о системе Земля—Луна? Почему иногда систему Земля—Луна называют двойной планетой? Какова причина движения Луны вокруг Земли? Какие явления обусловлены гравитационным взаимодействием Земли и Луны? Что такое синодический месяц? Почему на Луне нет атмосферы?
V. Домашнее задание: § 100; задача на повторение из упр. на с. 407 (2). Индивидуально рекомендуем предложить провести исследование: на основе визуальных наблюдений (каждый раз выполняя схематический рисунок) изучить изменение вида Луны на небесной сфере; желательно провести не менее четырёх-пяти наблюдений.