Обобщающее повторение - МАГНИТНОЕ ПОЛЕ - ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Обобщающее повторение - МАГНИТНОЕ ПОЛЕ - ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ

Задачи урока: систематизировать знания о магнитном поле; продолжить формирование умений выделять электромагнитные явления и описывать их физическими величинами и законами; проверить знания школьников.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приёмы и методы

I. Обобщение изученного материала

II. Контроль знаний: самостоятельная работа

III. Подведение итогов изучения темы. Домашнее задание

15—20

15—20

3—5

Работа с таблицами. Выступления школьников. Беседа

Решение задач

Сообщение учителя. Запись на доске

I. Последовательно с помощью таблиц 2—4 выделяют главное в изученном материале, ещё раз устанавливают причинно-следственные и логические связи. Выделим обсуждаемые вопросы.

1. Магнитное поле и средства его описания (табл. 2). Вопросы для организации беседы: каковы основные свойства магнитного поля как физического объекта? Все ли свойства магнитного поля изучают в школе? Чем различаются магнитные поля? Как описывают независимость магнитных полей? Как описывают изменение магнитного поля прямого тока при удалении от источника?

2. Сравнение свойств электрического и магнитного полей (табл. 3). Вопрос для обсуждения: какие свойства электрического поля мы изучали? (Ответ. Действие на заряд, постоянство во времени, однородность, зависимость от значения и расположения зарядов — источников поля и др.)

3. Действия магнитного поля — физические явления. Существование магнитного поля, его действие на токи и на движущиеся заряженные частицы проявляются во многих физических явлениях. Назовём их и отметим их важность (табл. 4).

Таблица 2

Постоянное магнитное поле

Поле

постоянного тока, постоянных магнитов — вид материи

Свойства

• Порождается электрическим током, действует на электрический ток

• Постоянно во времени

• Убывает от источника

• Вихревое

• Поля бывают разные: однородные, неоднородные

• Поля не действуют друг на друга; могут существовать в одной области пространства


Средства описания


Магнитная индукция

Определение: величина, направление. Линии Поле прямого тока

Ф = BScosα

F = Bqvsinα

Направление силы — по правилу левой руки

— катушки с током

— любого поля


Магнитный поток

Скалярная величина

Принцип суперпозиции полей

Взаимодействие токов

Действие поля

на движущийся заряд

Энергия






Таблица 3

Свойства поля

Электростатическое

Магнитостатическое

Источник поля

Виды полей

Характер поля

Силовые линии поля

Поле в веществе

Энергия

Электрические заряды

Однородное и неоднородное, постоянное во времени

Потенциальное

Незамкнутые

Нет в проводниках, есть в диэлектриках

Обладает

Движущиеся заряды, ток

Однородное и неоднородное, постоянное во времени

Вихревое

Замкнутые

Есть в веществе

Обладает

Таблица 4

Действие магнитного поля на ток

Действие магнитного поля на заряд

Действие магнитного поля на вещество

Взаимодействие токов

Электродвигатель

Приборы магнитоэлектрической системы

Громкоговоритель

Кинескоп

Масс-спектограф

Северное сияние

Намагничивание вещества — постоянные магниты

Магнитная запись информации

Движение вещества в магнитном поле

II. С помощью дидактического материала учитель организует самостоятельную работу по решению задач.

Самостоятельная работа

Вариант I

1. Определите скорость протона, если в магнитном поле с индукцией 0,02 Тл он описал окружность радиусом 10 см.

2. Определите положение полюсов магнита по действию магнитного поля на ток (рис. 11).

Вариант II

1. На прямолинейный проводник длиной 10 см, сила тока в котором 8 А, действует со стороны магнитного поля сила, равная 0,2 Н. Охарактеризуйте магнитное поле.

2. Укажите и объясните направление в точке A вектора магнитной индукции тока, изображённого на рисунке 12.

Домашнее задание: упр. на с. 26 (3—4).






Для любых предложений по сайту: [email protected]