Физика - Поурочные планы к учебникам Мякишева Г. Я. и Касьянова В. А. 11 класс
Решение экспериментальных задач - Урок 3 - Электромагнитные колебания - Колебания и волны
Цель: научить применять теоретические знания на практике.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Решение задач
1. Используя источник переменного напряжения, конденсатор известной электроемкости, реостат неизвестного сопротивления или резистор, а также вольтметр, разработайте способ измерения сопротивления резистора.
Указания:
2. Соберите цепь (см. рис. 40):
Объясните изменение накала низковольтной лампочки при изменении индуктивности катушки школьного трансформатора.
Ответьте на вопрос: Как и почему меняется напряжение на зажимах лампочки и катушки?
3. На катушку с сердечником наденьте сложенное алюминиевое кольцо. Включите катушку в сеть. Наблюдается подбрасывание кольца над сердечником. Затем возьмите разрезанное алюминиевое кольцо и наденьте его на сердечник. При включении катушки в сеть разрезанное кольцо подбрасывается. Объясните явление.
4. Две одинаковые по напряжению и мощности лампы (U = 220 В, Р = 60 Вт) включите последовательно с различными конденсаторами в отдельные электрические цепи переменного тока. Почему лампы горят с различным накалом? В каком случае емкость конденсатора больше?
5. Как проверить, к каким клеммам на электрораспределительном щите подходит фазовый провод, а к каким - нулевой?
6. Возьмите универсальный трансформатор с одной катушкой, соответствующей напряжению сети. Включите его в сеть, а на свободную часть сердечника намотайте 1-3 витка провода, соединенного с лампой на 2,5-3,5 В. При этом лампа не горит. Сделайте 4-й виток. При этом появляется слабый накал. Далее при 5-6 витках накал усиливается. Объясните, почему.
III. Подведение итогов урока
Домашнее задание
Р - 978; Р - 979.