Физика 11-й класс - Подготовка к всероссийским проверочным работам - 2017 год
ВАРИАНТ 6 - ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ. 11-й КЛАСС
1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы сталкивались в курсе физики:
кипение, динамометр, вольтметр, радиоактивность, поляризация, часы.
Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.
Название группы понятий |
Перечень понятий |
2. Поезд движется по прямому участку пути. На графике представлена зависимость его скорости от времени.
Выберите два утверждения, которые верно описывают движение поезда, и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Первые 5 минут поезд двигался равномерно, а следующие 5 минут стоял на месте.
2) Первые 5 минут поезд двигался равноускоренно, а следующие 5 минут двигался равномерно.
3) Максимальная скорость движения за весь период наблюдения равна 45 км/ч.
4) Через 20 минут поезд остановился, и поехал в обратную сторону.
5) Максимальный модуль ускорения поезда за весь период наблюдения равен 0,15 м/с2.
Ответ:
3. Мальчик пытается сдвинуть санки на горке. Изобразите на данном рисунке силы, которые действуют на санки, и направление ускорения санок, если их удалось сдвинуть с места.
4. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова:
уменьшается,
увеличивается,
не изменяется.
Слова в ответе могут повторяться.
Правый ботинок скользит по горизонтальной поверхности льда и сталкивается с покоящимся левым ботинком. В результате столкновения они начинают двигаться вместе, при этом модуль импульса левого ботинка _______________, модуль импульса правого ботинка _______________. Если пренебречь взаимодействием с другими телами, то можно говорить о том, что сумма импульсов правого и левого ботинка _______________.
5. На рисунках изображены четыре цилиндра А, В, С и D с подвижными поршнями, под которыми находится газ. В начальный момент внутренняя энергия газа в каждом сосуде одинакова. Через дно каждого цилиндра может происходить теплообмен. Направление передачи тепла показано стрелками. Количество переданного тепла во всех случаях одинаково. В цилиндрах В и С поршень совершил работу над газом, а в цилиндрах А и D газ совершил работу над поршнем. При этом работа, совершённая в каждом случае, одинакова. В результате внутренняя энергия газов в цилиндрах стала равна 75 Дж, 85 Дж, 95 Дж и 105 Дж. В каком из цилиндров внутренняя энергия стала равна 75 Дж?
Ответ: цилиндр _____________________________________
6. Во время полёта пассажир надул воздушный шарик. При посадке давление в салоне самолёта увеличилось и диаметр шарика уменьшился. Температура воздуха в шарике не изменилась. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в шарике, и запишите номера выбранных утверждений.
1) Воздух в шарике сжимается.
2) Воздух в шарике расширяется.
3) Масса воздуха в шарике увеличивается.
4) Масса воздуха в шарике остаётся неизменной.
5) Давление воздуха в шарике повышается.
6) Давление воздуха в шарике понижается.
Ответ: __________________________________________
7. На концах пластмассовой спицы длиной 60 см укреплены небольшие шарики с отрицательными зарядами -q и -9q. По спице может скользить третий заряженный шарик.
1) Найдите расстояние от шарика с зарядом -q до третьего шарика, если он будет находиться в равновесии.
Ответ: __________________________________________
2) При каком знаке заряда третьего шарика его положение равновесия будет устойчивым?
Ответ: __________________________________________
8. На лампочке карманного фонарика написано, что она рассчитана на работу при напряжении 2,5 В и силе тока 0,15 А. Определите мощность лампочки фонарика.
Запишите формулы и сделайте расчёты. Ответ округлите до сотых.
Ответ: __________________________________________
9. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке убывания их длины. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.
1) видимое излучение
2) инфракрасное излучение
3) гамма-излучение
Ответ: _____ → _____ → _____
10. На рисунке изображены энергетические уровни некоторого атома. В каком случае (А, В, С или D) излучается фотон наибольшей частоты?
Ответ: __________________________________________
11. С помощью вольтметра проводились измерения напряжения бортовой сети автомобиля. Шкала вольтметра проградуирована в вольтах (см. рисунок). Погрешность измерения напряжения равна цене деления шкалы вольтметра.
Запишите в ответ показания вольтметра в вольтах с учётом погрешности измерений.
Ответ: __________________________________________
12. Вам необходимо исследовать, как зависит период свободных колебаний пружинного маятника от массы груза.
Имеется следующее оборудование:
— штатив с муфтой и лапкой;
— 2 пружины разной жёсткости;
— 3 груза по 100 г;
— секундомер.
Опишите порядок проведения исследования.
В ответе:
1. Зарисуйте или опишите экспериментальную установку.
2. Опишите порядок действий при проведении исследования.
Ответ: __________________________________________
13. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые эти примеры иллюстрируют. Для каждого примера проявления физических явлений из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.
ПРИМЕРЫ А) звук от самолёта, пролетающего над облаками, слышен на поверхности земли Б) стакан с горячей водой, оставленный в комнате, постепенно остывает |
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ 1) распространение звуковых волн в атмосфере 2) распространение электромагнитных волн 3) теплопередача от более нагретого тела к менее нагретому 4) преобразование работы во внутреннюю энергию тела |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15.
Электродинамический громкоговоритель
Громкоговоритель — электроакустический преобразователь, предназначенный для преобразования электрического сигнала звуковой частоты в акустический (звуковой).
Самым распространённым типом громкоговорителя является электродинамический громкоговоритель (динамик). В нём преобразование электрического сигнала в звуковой происходит благодаря перемещению катушки с током в магнитном поле постоянного магнита с последующим преобразованием полученных механических колебаний в колебания окружающего воздуха при помощи диффузора.
При подаче электрического сигнала звуковой частоты катушка производит вынужденные колебания в поле постоянного магнита под действием силы Ампера, увлекая диффузор. Колеблющийся диффузор создаёт в воздухе звуковые волны, воспринимаемые ухом человека. Таким образом электрический сигнал преобразуется в звук.
Звуковая мощность, которую может развить электродинамический громкоговоритель без заметных искажений, значительно больше, чем у других типов громкоговорителей. Электродинамические громкоговорители обладают значительно лучшим качеством звучания, чем все остальные системы громкоговорителей. Они дают естественный, мало искажённый звук, позволяя передавать большую полосу частот. При этом не удаётся создать динамики, работающие во всём звуковом диапазоне, поэтому в акустических системах, как правило, ставят несколько разных динамиков.
Чтобы избежать повреждения слуха, необходимо следить за уровнем громкости динамиков, особенно в наушниках.
14. Какое физическое явление лежит в основе принципа действия электродинамического громкоговорителя?
Ответ: __________________________________________
15. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Электродинамический громкоговоритель предназначен для преобразования звукового сигнала в электрический.
2) Электродинамический громкоговоритель предназначен для преобразования электрического сигнала в звуковой.
3) При помощи диффузора механические колебания преобразуются в колебания окружающего воздуха.
4) Звуковая мощность, которую может развить электродинамический громкоговоритель без заметных искажений, значительно меньше, чем у других типов громкоговорителей.
5) Повышенный уровень громкости при использовании динамиков не может вызвать повреждения слуха.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 16-18.
Газы и их смеси играют очень важную роль для всего человечества. Без них не обходится ни одна сфера деятельности. Кислород необходим для дыхания. Углекислый газ используется растениями для образования органических веществ во время фотосинтеза. Газ применяется в промышленности и в медицине, является топливом для тепловых установок и автомобиля. В таблице приведены основные характеристики некоторых газов.
Таблица
Характеристики некоторых газов
Вещество |
Молярная масса, г/моль |
Температура кипения, °С |
Молярная теплоёмкость, Дж/(К ∙ моль) |
Теплопроводность, Вт/(м ∙ К) |
Плотность при 0 °С и 0,1 МПа, кг/м3 |
Гелий |
4 |
-269 |
21 |
0,142 |
0,18 |
Водород |
2 |
-253 |
28 |
0,175 |
0,09 |
Азот |
28 |
-196 |
29 |
0,027 |
1,25 |
Воздух |
29 |
-193 |
29 |
0,026 |
1,29 |
Кислород |
32 |
-183 |
29 |
0,027 |
1,43 |
Аммиак |
17 |
-33 |
28 |
0,023 |
0,77 |
Фреон 12 |
121 |
-30 |
70 |
0,010 |
0,54 |
При температурах, больших температуры кипения, и давлении, ненамного превышающем атмосферное, большинство газов ведут себя как идеальные. Свойства идеального газа описываются уравнением Менделеева-Клапейрона где R — универсальная газовая постоянная, m — масса газа, М — его молярная масса.
Термодинамический процесс, происходящий в физической системе при постоянной температуре, называется изотермическим. В идеальном газе при изотермическом процессе произведение давления на объём постоянно. Изотермы идеального газа в координатах (Р, V) — гиперболы, расположенные на графике тем выше, чем выше температура, при которой происходит процесс.
В случае экстремальных температур или давлений требуется применение более точных уравнений состояния реальных газов, в которых учитывается притяжение между молекулами. Например, если температура газа в термостате будет достаточно низкой, то при сжатии газ начнёт превращаться в жидкость и давление будет оставаться постоянным, пока весь газ не сконденсируется. На рисунке показаны изотермы реального газа при различных температурах (Т1, Т2, Т3, Т4).
16. Среди веществ, приведённых в таблице и имеющих температуру кипения больше, чем у воздуха, укажите вещество с наибольшей молярной массой.
Ответ: __________________________________________
17. Определите, во сколько раз теплопроводность гелия больше теплопроводности аммиака. Ответ округлите до целых.
Ответ: __________________________________________
18. На изотермах с какой температурой изображён процесс, при котором происходит конденсация газа? Ответ поясните.
Ответ: __________________________________________