Математика - Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год
Сказка «Волк и семеро козлят»
Повторительно-обобщающий урок-игра
Решение составных и нестандартных задач
2—3-й классы
Цели урока:
Учебные:
• Закрепить навыки устного и письменного счёта.
• Решать составные задачи.
• Решать задания на сообразительность.
Развивающие:
• Развивать математическое мышление.
• Активизировать внимание на уроке.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к предмету математики.
• Воспитывать чувство сопереживания.
• Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки на уроке, готовность к сотрудничеству.
Оборудование:
• Куклы или картинки: волк, коза и семеро козлят.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.
Ждёт урок сегодня в классе:
“Волк и семеро козлят”.
Думаю, что интересным
Будет он для всех ребят.
2. Постановка задач урока
Учитель:
— Дети, вы любите сказки? А верите вы в то, что герои сказок могут разговаривать, спорить и решать математические задачи? Нужна ли сказка на уроке математики? (Ответы детей и их рассуждения.)
— Сегодня на уроке у нас тоже будут присутствовать сказочные персонажи. Послушайте начало сказки.
Было у козы семеро козлят. Однажды она пошла за травой, а козлятам приказала никого не впускать и сидеть тихо-тихо. Но во время её отсутствия неожиданно появился волк. Козлята так перепугались, что не могли сопротивляться, и волк всех козлят по одному утащил к себе в нору. Но есть не стал.
Недавно в лесу медведь организовал лесную школу, и волк туда записался. Поэтому сейчас у него возник план.
Вернулась коза, а козлят нет. Она сразу догадалась, кто это сделал, и пошла к волку с требованием отдать ей всех козлят.
Волк был очень дружелюбно настроен и предложил ей такую сделку: он отдаст козе всех козлят, но на определённых условиях.
Ему дают в школе задания по математике, а он не в состоянии их решить. Каждый день коза решает по одному заданию, а волк ей отдаёт по одному козлёнку. Козе пришлось согласиться. Но она сама тоже не может справиться с такой трудной работой, она попросила нас ей помочь, чтобы выручить своих козлят. Козлят семь, и заданий тоже семь.
Выручим козлят из беды?
Итак, тема нашего урока: “Закрепление решения примеров и задач”.
3. Выручаем из беды козляток
Учитель:
— Чтобы решить всё правильно, нужна тренировка. Давайте проверим свои силы.
Устный счёт (фронтальная работа):
• Увеличьте 8 в 5 раз.
• Сколько надо прибавить к 72, чтобы получить число 100?
• От произведения чисел 9 и 7 отнимите число 50.
• К частному чисел 63 и 7 прибавьте число 14.
• Вычислите корень уравнения: х - 12 = 17.
• Вычислите корень уравнения: х : 5 = 12.
• Скорость льва 75 км/ч, а кенгуру — 80 км/ч. На сколько километров в час скорость кенгуру больше скорости льва?
• Назовите число, в котором 1 единица третьего разряда, 4 единицы второго разряда и 7 единиц первого разряда.
• Как преобразовать составное именованное число 9 см 5 мм в простое именованное число?
• Найдите значение разности: 970 - 350.
Учитель:
— Вот теперь мы уверены в своих силах и можем идти на помощь.
1-й день
1. Задача. От дуба к сосне, расстояние между которыми 62 м, шёл ёж, а навстречу ему бежал заяц. Кто из них был дальше от дуба и на сколько метров, когда ёж прошёл 18 м, а Заяц 43 м?
(Дальше от дуба был заяц. Так как ёж прошёл 18 м, то и находился от дуба на расстоянии 18 м. А заяц прошёл 43 м и находился от дуба на расстоянии 19 м.)
2. Запишите два столбика примеров и вычислите их значение за 2 минуты.
3. Волк решал примеры, но не всегда у него вер но получалось. Спишите примеры, исправьте неверные ответы.
4. У четырёхугольника отрезали один угол. Сколько углов будет иметь образовавшаяся после этого фигура?
(Выполнение чертежа, объяснение.)
5. Задача. Как-то весной волк ловил окуней. Уже поймал довольно много. Тут пришёл медведь и попросил угостить его рыбой. Волк дал ему 10 окуней. Но когда медведь отошёл, волк подумал: “Теперь не знаю, сколько я всего поймал окуней. А осталось у меня 12 окуней”.
Сколько всего окуней поймал волк?
Учитель:
— Мы с вами выполнили одно задание, значит, спасли одного козлёнка. Мама коза может его забрать.
2-й день
Учитель:
— Приступаем к выполнению заданий второго дня, выручаем второго козлёнка.
1. Прочитайте числа, записанные на доске. Спишите, дополнив ряд тремя числами.
5 10 15 20 ... ... ...
— Что интересного вы заметили? (Числа увеличиваются на 5.)
2. Верно ли высказывание: 14 х 5 меньше 75?
3. Выполните вычисления в примере на порядок действий:
100 - 3 х 7 + 18 : 3
90 - 9 х 4 + 24 : 6
4. Задача. В двух пакетах 14 кг конфет. Сколько конфет в пяти таких пакетах? Запишите решение выражением.
(Ответ: 14 : 2 х 5 = 35 (кг))
5. Что общего у ромба и квадрата и чем они различаются? (Общее — все стороны у них равны. Различие — у квадрата все углы прямые, а у ромба нет прямых углов.)
Учитель:
— Мы освободили второго козлёнка из плена. Молодцы! Ждём следующего дня.
3-й день
Учитель:
— Задания третьего дня помогут нам выручить третьего козлёнка.
1. Соедините примеры на деление с их ответами:
2. Какова масса 1 л воды?
3. Задача. В одном дупле у белки 9 орехов, а в другом — в 2 раза больше, чем в первом.
Поставьте вопрос к задаче, чтобы она была составной. (Сколько орехов у белки в двух дуплах?)
Запишите решение выражением.
(9 + 9 х 2 = 27 (орехов))
4. Дана разность чисел: 35 - 12 = 23. Как изменится разность, если уменьшаемое увеличить на 7?
5. Продолжите высказывание: если дуб выше клёна на 4 м, то клён... (ниже дуба на 4 м).
Учитель:
— Мы освободили ещё одного козлёнка. Работаем дальше.
4-й день
1. Являются ли следующие примеры “круговыми”?
(Запишите примеры в определённом порядке — как “круговые” примеры.)
2. Задача на сообразительность. Врачи рекомендуют взрослому человеку спать треть суток. Сколько часов рекомендуют врачи спать взрослому человеку?
3. Задача. Автомашина едет со скоростью 120 км/ч. Какое расстояние от дома до дачи, если машина его проезжает за 3 ч? (120 х 3 = 360 (км))
4. Найдите значение выражений:
64 : 8 : 4 : 2 + 2 x 4 x 8
56 : 7 х 0 + 600 - 350
(Ответы: 65; 250)
5. Чему равно уменьшаемое в следующем уравнении: х - 42 = 500?
(Дети решают уравнение и выполняют проверку.)
Учитель:
— Вот мы и выручили из плена четвёртого козлёнка. Все немного устали, сделаем зарядку.
4. Физзарядка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
5. Выручаем из беды козляток (продолжение)
5-й день
Учитель:
— Наступает пятый день. Выполняем задания.
1. Из цифр 0, 1, 2 составьте и запишите всевозможные трёхзначные числа. В записи каждого из чисел цифры не должны повторяться.
(Ответ: 120, 210, 102, 201.)
2. Чем отличается квадрат от прямоугольника? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные стороны.)
3. Задача. Солнце взошло в 6 ч утра, а зашло в 8 ч вечера. Какова продолжительность дня?
(Ответ: 14 часов.)
4. Задача. Два ящика с яблоками весят 24 кг, а два ящика с виноградом весят 30 кг. На сколько килограммов один ящик винограда тяжелее одного ящика яблок?
Запишите решение в тетради по действиям и выражением.
(30 : 2 - 24 : 2 = 3 (кг))
5. Задание на сообразительность. Два мальчика играли в шахматы два часа. Сколько времени играл каждый мальчик?
(Ответ: Каждый мальчик играл два часа.)
Учитель:
— Освободили пятого козлёнка. Осталось ещё два.
6-й день
Учитель:
— Приступаем к освобождению шестого козлёнка.
1. Из числа 120 вычтите произведение чисел 5 и 6.
(Ответ: 90.)
2. Назовите число, в котором 3 сотни, 7 десятков и 2 единицы.
3. Найдите разницу наименьшего трёхзначного числа и наименьшего однозначного числа.
(100 - 1 = 99)
4. Задача. На 30 рублей купили 3 пирожка. Сколько пирожков можно купить на 70 рублей?
Запишите решение по действиям и составьте выражение.
(70 : (30 : 3) = 7 (пир.))
5. Устная задача. В многоэтажном доме между этажами по 20 ступенек. Сколько ступенек надо пройти, чтобы подняться на третий этаж?
(Чтобы подняться на третий этаж, надо пройти 40 ступенек.)
7-й день
Учитель:
— Наступает последний, решающий день,
1. К произведению чисел 14 и 4 прибавьте 15.
2. Частное чисел 21 и 3 увеличьте в 10 раз.
3. Произведение чисел 6 и 6 уменьшите в 4 раза.
4. Задача. За 10 минут я вымыл 40 тарелок. Мама попросила меня поработать ещё 5 минут. Сколько всего тарелок я вымою за всё это время?
(40 : 10 х 5 + 40 = 60 (тар.))
— Можно ли по-другому решить эту задачу? (Можно. Если на работу затратил времени в 2 раза меньше, то и тарелок вымыл в 2 раза меньше — 40 : 2 = 20 (тар.). Всего 60 тарелок.)
5. Если у числа 900 убрать один ноль, то во сколько раз уменьшится число?
Учитель:
— Мы с вами помогли освободить всех козлят из неволи. Я думаю, что мама коза очень довольна. А глупые маленькие козлята впредь будут более бдительными.
6. Подведение итогов урока
Учитель:
— Что вам понравилось на уроке?
— Что мы закрепляли на уроке?
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
— Если бы вы рисовали своё лицо, каким бы вы нарисовали его: грустным, весёлым, спокойным, довольным или разочарованным?
7. Домашнее задание
Составьте семь “круговых” примеров для козлят.