Математика - Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год
Путешествие по городу
Урок-соревнование
Внетабличное умножение и деление
3-й класс
Цели урока:
Обучающие:
• Закрепить навыки решения примеров на внетабличное умножение и деление.
• Закрепить умение применять внетабличное умножение и деление в решении задач.
Развивающие:
• Развивать фантазию и воображение детей.
• Развивать математическую память и внимание.
Воспитательные:
• Воспитывать стремление к достижению цели.
• Воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование:
• Куклы Буратино и Незнайка.
• Схема маршрута по городу.
• Сигнальные карточки.
• Карточки с примерами.
• Зачётные листы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.
Математика — наука,
Очень важная для нас.
Я желаю вам удачи.
За работу, в добрый час!
2. Подготовка к путешествию
Учитель:
— Буратино И Незнайка приземлились на самолёте в городе Ростове-на-Дону. Им известно, что это город юных математиков, а значит, придётся всё время считать. Они не очень любят этот предмет, считая его скучным. Но любопытство взяло верх. Решили попутешествовать по городу. И в первую очередь заглянули в математическую школу Лицей № 33 “Физико-математический”.
На дверях висит девиз:
Давайте, ребята, учиться считать:
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
“Заходить или не заходить?” — думают Буратино и Незнайка.
Давайте, ребята, пригласим их в свой класс, расскажем о математике, покажем, как мы считаем. Может быть, и они полюбят этот предмет. Совершим вместе с ними прогулку по городу.
Сегодня будет необычный урок. Мы будем путешествовать на нашему городу. Посмотрите на схему нашего маршрута.
(Демонстрируется схема маршрута.)
(Схема: школа, музей краеведения, парк им. Горького, улица Пушкинская, книжный магазин, ларёк школьных принадлежностей, театр кукол, аэропорт.)
Учитель:
— Удобнее будет путешествовать двумя командами: 1-й вариант — первая команда, 2-й вариант — вторая команда. Помощниками Буратино будет первая команда “БУР”, помощниками Незнайки будет вторая команда “ЗНАЙ”.
Так что будем работать, соревнуясь друг с другом. Но прежде чем приступить к работе, надо проверить свои силы, размяться. А гости пусть посидят и послушают нас.
3. Разминка “Мозговая атака”
• Устный счёт.
99 уменьшите в 11 раз.
80 уменьшите на 38.
96 : 12
54 : 2
64 : 16
Во сколько раз 10 меньше 60?
Увеличьте число 37 в 2 раза.
Сколько раз по 3 содержится в числе 42?
Какое число надо умножить на 4, чтобы получить 64?
(Проверка ответов сигнальными карточками.)
Учитель:
— Поставьте себе в зачётный лист столько баллов, сколько у вас верных ответов.
• Работа с карточками.
(Дети получили карточки, на которых написаны примеры по вариантам.)
За 2 минуты напишите ответы к примерам.
1-й вариант |
2-й вариант |
||
68 : 17 |
14 х 3 |
80 : 16 |
12 х 2 |
56 : 14 |
17 х 5 |
78 : 13 |
18 х 5 |
57 : 19 |
13 х 4 |
60 : 12 |
16 х 4 |
(Проверка ответов сигнальными карточками.)
Учитель:
— Поставьте себе в зачётный лист заработанные баллы. Разминка окончена. Кто готов в путь по городу?
4. Идём в музей краеведения
Пропуском в музей для Буратино и Незнайки будут являться решённые примеры на порядок действий.
1-й вариант
52 - 32 : 4 + 12
2-й вариант
84 - 24 : 6 + 18
Ответ у Буратино: 32. Ответ у Незнайки: 62.
Учитель:
— Вы согласны с такими ответами? Давайте им поможем. Как вы думаете, какую ошибку они допустили при решении примеров на порядок действий?
— Команды помогли своим гостям. Можно осмотреть первую достопримечательность города. Вот мы в здании музея краеведения. Побродили по залам музея, пришли в восхищение от его экспонатов и вышли в город.
5. Физминутка
Стайка маленьких утят,
Ковыляя по дорожке,
К озеру быстрей спешат
Поплескаться в нём немножко.
Крылышками машут,
Лапочками пляшут,
Влево, вправо повернулись,
В воду разом окунулись.
6. Парк им. Горького
Учитель:
— Как же пройти мимо прекрасного парка им. Горького, так любимого всеми горожанами? Но чтобы его посетить, надо иметь входной билет. А для этого нужно выполнить разнообразные задания.
Задача. Учащиеся нашего класса собрали 300 кг макулатуры. Сколько деревьев сохранили учащиеся, если использование 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки 1 дерево?
Учитель:
— Я не знаю, справятся ли Буратино и Незнайка с этой задачей, а ребята нашего класса, конечно, решат её. Запишите решение в тетрадь.
— Пока ребята решали эту задачу, Буратино и Незнайка приготовили им следующую. Какая команда первая справится с решением и ответит на вопросы?
1-й вариант:
Задача Буратино. Путешественники летели на самолёте 3 ч со скоростью 600 км/ч и 5 ч ехали на машине со скоростью 80 км/ч.
Какой путь проделали путешественники?
2-й вариант:
Задача Незнайки. Путешественники летели на самолёте 3 ч со скоростью 700 км/ч и 2 ч ехали на машине со скоростью 50 км/ч.
Какой путь проехали путешественники?
Проверка:
— Кто решил по действиям? Объясните.
— Кто составил математическое выражение?
— Что представляет собой выражение к этим задачам? (Сумма двух произведений.) Объясните значения всех компонентов выражения.
Учитель:
— Я думаю, что Буратино и Незнайка остались довольны своей работой в составлении задачи и работой класса.
Мы с вами выходим на прекрасную улицу Пушкинскую. Длинная аллея, усаженная декоративными деревьями и разнообразно сгруппированными клумбами и цветами, приводит в восхищение.
Зашли в ближайшее кафе перекусить. Увидели брошенные куски хлеба и тут же составили задачу.
Задача. В школьной столовой отходы хлеба в день составляют 1 кг. Если будут такие отходы ежедневно, то сколько их будет за 6 рабочих дней недели? За 25 учебных дней месяца? За 210 учебных дней в году?
(Дети решают задачу устно.)
— Вспомните, каким трудом достаётся хлеб человеку! Так имеем ли мы право его выбрасывать?
7. Улица Большая Садовая
Учитель:
— Свернули на центральную улицу города Большую Садовую. Осматривая её достопримечательности, зашли в большой книжный магазин. Буратино и Незнайка заинтересовались книгами и кое-что купили для себя.
Задача. Буратино в первом отделе заинтересовали 48 книг, а во втором отделе — на 2 книги больше, чем в первом. Сколько всего книг вызвало интерес у Буратино?
(Решение в тетради. Составление выражения к задаче.)
Задача. Незнайку в первом отделе заинтересовали 24 книги, а во втором отделе — в 2 раза больше, чем в первом. Сколько книг заинтересовало Незнайку?
(Решение в тетради. Составление выражения к задаче.)
Учитель:
— Чем похожи эти задачи? (Обе задачи на увеличение чисел.)
— Чем они различаются? (Первая задача на увеличение на несколько единиц, вторая — на увеличение в несколько раз.)
— Что представляет собой математическое выражение к первой задаче? (Первое выражение представляет собой сумму числа и суммы.)
— Что представляет собой математическое выражение ко второй задаче? (Второе выражение представляет собой сумму числа и произведения чисел.)
Задача. Выйдя из книжного магазина, Буратино и Незнайка увидели ларёк со школьными принадлежностями и узнали, что 2 альбома стоят 26 рублей.
Буратино задумался, сколько же стоят 7 альбомов? А Незнайка подумал, сколько же я смогу купить альбомов на 65 рублей?
Краткая запись в тетради задачи Буратино:
2 альбома — 26 руб.
7 альбомов — ? руб.
(Решение в тетради и составление выражения.)
Краткая запись в тетради задачи Незнайки:
2 альбома — 26 руб.
? альбомов — 65 руб.
(Решение в тетради и составление выражения.)
Учитель:
— Буратино и Незнайка призадумались. Давайте поможем нашим друзьям и вычислим предполагаемую стоимость их покупки.
— С каким типом задач мы столкнулись? (Приведение к единице.)
— Прочтите записанное выражение.
(Проверка ответов сигнальными карточками.)
— У кого верный ответ, запишите себе балл.
8. В театре кукол
Учитель:
— Теперь можно заглянуть и в кукольный театр. Там идёт спектакль “Математическая радуга”.
(Зрителям предложена задача.)
Задача. В вагоне на волшебный спектакль ехали 19 кукол и 23 животных — зайцев и белочек. На ближайшей остановке вошли 4 гномика. Сколько всего сказочных персонажей ехало на спектакль?
После некоторых не очень долгих раздумий составлены такие выражения:
Буратино: (19 + 23) + 4
Незнайка: (19 + 4) + 23
У ребят: (23 + 4) + 19
Как вы думаете, кто из них прав?
(Обсуждение предложенных выражений. Решение задачи.)
9. В аэропорту
После увлекательного путешествия по городу Незнайка и Буратино едут в аэропорт.
Учитель:
— В ожидании самолёта можно немного поиграть в математическую игру “Что? Как? Почему?”.
• Как найти неизвестное вычитаемое?
• Как изменится значение суммы, если одно из слагаемых увеличить на 2?
• Почему деление можно проверить умножением?
• Как можно по-разному умножить 25 на 4?
• Почему при умножении суммы 49 и 37 на ноль получается ноль?
• Что мы получим, если частное умножим на делитель?
• Почему масса трёх литров воды равна трём килограммам?
• Как можно по-разному заменить число 30 суммой одинаковых слагаемых?
• Что произойдёт с частным, если делитель увеличить в 2 раза?
• Что мы получим, если к разности прибавим вычитаемое?
• Почему сутки равны 24 часам? (Потому что Земля совершает оборот вокруг своей оси за 24 часа.)
• Когда мы смотрим на число 2 и говорим 14? (Когда это 2 часа дня.)
— Самолёт ждёт своих пассажиров. Кто первый поднимется по трапу?
— Самолёт с Буратино и Незнайкой улетает в Москву, а мы, ребята, возвращаемся в свою школу.
10. Подведение итогов
Учитель:
— Итак, подведём итоги путешествия с Буратино и Незнайкой. Подсчитайте количество набранных за урок баллов.
— Какая команда набрала большее количество баллов?
— Чем интересен был сегодняшний урок?
11. Домашнее задание
Составьте карточки-примеры на воздушных шариках для Буратино и Незнайки (на внетабличное умножение и деление).