Математическая радуга

Математика - Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год

Математическая радуга

Урок-игра

на основе игровой технологии проблемно-поискового характера

Решение примеров и задач. Счёт в пределах 20

1-й класс

Цели урока:

Учебные:

• Закрепить навыки выполнения действий сложения и вычитания в пределах 20.

• Закрепить навыки решения примеров и задач.

Развивающие:

• Развивать внимание и активность на уроке.

• Активизировать мыслительную деятельность учащихся при решении нестандартных задач.

• Развивать навыки устного счёта и письменных вычислений.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к предмету.

• Воспитывать культуру учебного труда.

• Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи при решении математических заданий.

Оборудование:

• Афиша “Математическая радуга”.

• Небольшая настольная ширма с куклами.

• Картинки-карточки с примерами.

• Куклы: Петрушка, Заяц, Собака, Лиса, Кот, Василиса.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.

Все книжки на столе,

И здесь лежат тетрадки.

Нам некогда сейчас

Играть с друзьями в прятки.

А в школе, как всегда,

Всё ясно и привычно,

Хотя урок у нас сегодня

Будет необычный.

2. Объявление задач урока

Учитель:

— Сегодня на уроке нам предстоят следующие задачи:

1. Тренироваться в выполнении математических действий в пределах 10, чтобы к концу урока все считали быстро и без ошибок.

2. Продолжить учиться считать в пределах 20.

3. Будем учиться рассуждать, делать выводы, решать головоломки.

3. Афиша “Математическая радуга”

Учитель:

— Наш урок, дети, мы проведём в необычной форме. Кто из вас любит смотреть кукольные спектакли?

(Ответы детей.)

— Тогда мы все вместе отправляемся в театр кукол. Афиша нам говорит о том, что в театре сегодня “Математическая радуга”.

(Показать афишу.)

— Кто может сказать, из скольких цветов складывается радуга?

(Ответы.)

— Правильно, поэтому и заданий будет семь. Их нам предстоит с вами преодолеть. Готовы? Чтобы получить входной билет в театр, надо провести небольшую разминку — устный счёт.

4. Входной билет — быстрый счёт

Учитель:

— Итак, начинаем разминку!

• Уменьшите 10 на 3. Объясните, что значит уменьшить на несколько единиц.

• Как называются числа при сложении?

• Найдите сумму чисел 10 и 7.

• Как называются числа при вычитании?

• Чему равна разность чисел 9 и 2?

• Что произойдёт с суммой, если одно из слагаемых увеличить на 2?

• Что произойдёт с разностью, если уменьшаемое увеличить на 3, а вычитаемое оставить без изменения?

— А теперь “хитрая” задача.

• Сколько надо отнять от 12, чтобы осталось 1?

• Как доказать, что решение правильное?

— Разминка окончена, и можно идти покупать билеты в театр.

(На доске прикреплены яркие картинки — билеты, на обратной стороне которых написаны примеры.)

— Билеты эти не простые, а сказочные, хотя в них примеры на сложение и вычитание. В театр попадёт только тот, кто правильно решит примеры, записанные на обратцой стороне. Но те, кто захочет выручить друга, могут ему помочь и взять с собой в театр. Решать нужно очень быстро, а то можно опоздать к началу спектакля. (Всего 15 билетов. К доске выходят 15 детей, берут каждый по билету и решают примеры.)

Примеры на карточках:

— Билеты мы приобрели, каждый билет на два лица, поэтому ученик, решивший у доски пример, может пригласить с собой товарища. Мы уже в театре.

(Заняли места, погас свет, на ширме появляется Петрушка.)

5. В кукольном театре

Петрушка:

— Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать к нам в театр! Вы любите театр? А что вы любите смотреть?

(Ответы детей.)

— Я тоже люблю сказки, и сегодня к нам придут сказочные герои. В нашем театре вы будете не просто зрителями — вы будете участниками “Математической радуги”, будете помогать сказочным героям решать задачи, рассуждать.

У меня в руках волшебный разноцветный зонтик в форме круга. Круг разделён на 7 секторов, в каждом из которых для вас сюрприз.

(Появляется волшебный зонтик — круг, разделённый на 7 секторов разного цвета.)

Петрушка:

— Первый сектор мой, и я к вам обращаюсь с вопросами. Если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда к вам придёт следующий герой.

• Что больше: сумма чисел 18 и 2 или разность чисел 20 и 3?

• Что надо сделать со слагаемым, чтобы сумма увеличилась на 2? Объясните мне.

• Как можно по-разному разложить 10 карандашей в 2 коробки?

• А теперь попытайтесь 20 яблок разложить в 2 вазы так, чтобы в одной вазе было на 2 яблока больше, чем в другой.

• Чем отличаются числа 1, 3, 5... от чисел 2, 4, 6...?

— Правильно, одни числа нечётные, а другие — чётные. А теперь напишите в тетради: 1-й вариант — ряд чётных чисел, а 2-й вариант — ряд нечётных чисел, после чего к вам придёт сказочный герой.

(Дети выполняют письменную работу.)

Учитель:

— Отгадайте, кого мы ждём:

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц.)

(На ширме появляется Зайка.)

Зайка:

— Здравствуйте, ребята! Я герой из второго сектора круга. Вы хорошо отвечали Петрушке! Ну а мои задачи сумеете решить?

• Я утром был в огороде, нашёл там 7 морковок и 2 съел сразу. Мне показалось, что у меня осталось 6 морковок. Правильно? Сколько морковок у меня осталось? Запишите в тетради примером решение этой задачи.

(Дети работают.)

• А вчера я бегал по лесу. Там так красиво! Под одной сосенкой я увидел 5 рыжиков, а под другой — на один гриб больше. Мы с белочкой стали записывать решение на песке.

Я записал такое решение: 5 + 1.

А белочка решила так: 5 + 5 + 1.

Кто из нас прав? Сколько же грибочков я видел?

(Ответы детей.)

• Но самое трудное задание я подсмотрел у ребят в лесной школе. Им учитель предложил выбрать пары чисел, разность которых равна 2.

Вот эти числа: 8, 17, 20, 10, 6, 18, 15, 4, 16.

Посовещайтесь в паре и запишите по 2 примера в тетрадь.

(Записать нужно следующие пары примеров:

Зайка:

— Спасибо, ребята, вы очень помогли мне. Желаю вам успехов в учёбе. Я тоже пойду в школу учиться. Ой, кто-то сюда идёт! Я убегаю!

Учитель:

— Кто к нам придёт, ребята, угадайте:

• Первый звук такой, как первый звук в слове лимон.

• Второй звук — как первый в слове игла.

• Третий — как первый в слове сахар.

• Четвёртый звук такой, как первый в слове арбуз.

— Правильно, лиса!

(Появляется на ширме Лиса.)

Лиса:

— Здравствуйте, ребята! Я хозяйка третьего сектора. Заяц убежал, думал, что я его обижу. А я сегодня добрая. Я тоже пришла к вам с заданиями. Чтобы решить мои задачи, потребуются смекалка и навык счёта. Я, Лиса, быстро бегаю по кругу и хорошо запутываю следы, так, что никто их не распутает! А вы попробуете?

1. “Круговые примеры”. (Записаны на доске или ватмане вразбивку. Дети должны их написать в другой последовательности.)

(Ребята записывают решение круговых примеров в тетради.)

Лиса:

— Молодцы, ребята, а как вы догадались, что здесь замкнутый круг?

— Ребята, помните сказку “Волк и лиса”? Как я обхитрила волка и наловила полный воз рыбы? Верно?

(Ответы детей: это не так — не она наловила, а старик).

— Ну, я немного подзабыла, наверное. А вы любите рыбку?

2. Игра-соревнование “Кто больше поймает рыбки”. (Три ученика по очереди берут рыбок, на обратной стороне которых написаны примеры, и решают их. Дети оценивают правильность ответов и определяют победителя.)

Лиса:

— Молодцы, ребята. А не хотят ли наши рыбаки поделиться рыбкой с остальными ребятами класса?

(Каждый из трёх “рыбаков” диктует классу свои примеры, а дети записывают их в тетради в три столбика, по 2 строчки в каждом столбике.)

Лиса:

— Молодцы, ребята! Принимайте следующего артиста.

Бобик:

— Здравствуйте, дети. Вас сегодня Лисичка угощала рыбкой. Это хорошо. А вот я вчера принимал участие в соревнованиях по прыжкам в длину. Знаете, как интересно!

Но вот кто дальше всех прыгнул, я так и не понял.

Диктор только объявил:

• На соревнованиях леопард прыгнул в длину на 7 м, это на 1 м больше, чем я. Антилопа прыгнула на 4 м дальше, чем я, и на 7 м дальше, чем лягушка.

Кто же на сколько метров прыгнул в длину?

Кто самый ловкий прыгун?

Попробуйте, может, вы решите эту задачу.

(Ответ: Лягушка прыгнула на 3 м, собака на 6 м, леопард — на 7 м, антилопа на 10 м. Самый ловкий прыгун — антилопа — 10 м.)

• В автобусе было 20 пассажиров. На остановке вышли 7 человек, а вошло 2 человека. Сколько человек поехало дальше?

• Я вам предлагаю решить загадку, отгадав которую мы узнаем, куда пошли наши звери.

В лесу просторный светлый дом.

Ребят пушистых много в нём.

Там пишут и читают,

Рисуют и считают. (Лесная школа.)

(Ответы детей.)

Бобик:

— Вы, ребята, так много знаете, вот и я побегу учиться в лесную школу. (Убегает.)

Учитель:

— Чтобы много знать, надо многому учиться. А кто нас может всему научить?

(Школа, семья, родители, товарищи — ответы детей.)

Кот Мурзей:

— Я хозяин пятого сектора круга и огромного скоростного поезда. Зачем же бежать, торопиться, когда можно сесть в наш волшебный поезд и мгновенно очутиться в нужном месте.

Учитель:

— Чтобы отправиться дальше в путешествие, мы воспользуемся приглашением кота Мурзея. Все билеты в два вагона. Но чтобы их приобрести, надо решить примеры.

(Дети берут конверт, на котором написан номер вагона и 4 примера. На этих же карточках записывают быстро ответы.)

Учитель:

— Вы выполнили много работы и, наверное, устали. Давайте сделаем зарядку.

6. Физминутка

Зайка шёл, шёл, шёл,

Белый гриб нашёл.

Раз грибок,

Два грибок,

Три грибок —

Положил их в кузовок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начал заинька считать.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул десять раз.

7. Задания Василисы Премудрой

Учитель:

— Волшебный поезд привёз нас в тридесятое государство к Василисе Премудрой.

Василиса Премудрая:

— Я хозяйка шестого сектора круга. Добро пожаловать в мою школу мудрости. В этой школе вы будете не просто считать, но и решать самые сложные проблемы. Для этого нам потребуется сосредоточить всё внимание, уметь сравнивать, принимать нужное решение. Готовы?

• Задание 1:

(Таблица, на которой котёнок и несколько мячей разного цвета: синие, красные, жёлтые. Изображения расположены, в определённом порядке.)

Какой мяч выбрал для игры котёнок, если этот мяч не синий, а справа от него лежит красный мяч?

(Жёлтый. Дети должны показать и объяснить, почему именно этот мяч выбрали.)

• Задание 2:

(На таблице 4 вазы с конфетами: в одной — 4 конфеты, в другой — 3, в третьей — 2, а на четвёртой — 1 конфета.)

Как разделить вазы с конфетами поровну на две группы, не перекладывая конфет из ваз?

(Объединить в группы: 4 и 1, 2 и 3 конфеты.)

• Задание 3:

(Учитель раздает карточки с примерами.)

Запишите только те примеры, ответы к которым являются чётными числами.

(Работа в тетрадях.)

Карточки с примерами:

Василиса Премудрая:

— Если вы решите все примеры верно, то я исчезну вместе с моим волшебством, а вам пожелаю дальнейших успехов в учёбе.

8. Сюрпризы

Учитель:

— Вот опять возвращается довольный Петрушка.

Петрушка:

— Мы с вами, ребята, заходим в седьмой сектор круга, который является сюрпризным.

Я думаю, что все звери и Василиса остались вами довольны. Вы сегодня продемонстрировали свои умения, навыки, знания, математическое мышление.

— Тут и сказочке конец, а кто работал — молодец! Все получите из седьмого сектора сувенир — медальку за знания в математике. Молодцы! До свидания!

(Учитель вручает рисованные медальки “Юный математик”.)

Учитель:

— Ребята, волшебный поезд подан. Садимся и возвращаемся в школу.

9. Подведение итогов урока

Учитель:

— Понравился вам урок?

— Что особенно запомнилось на уроке?

— Какой материал мы смогли повторить из прошлых уроков?

10. Домашнее задание

Нарисуйте одного из героев сегодняшнего урока.






Для любых предложений по сайту: [email protected]