Математика - Лучшие нестандартные уроки в начальной школе - 2014 год
Волшебные часы
Повторительно-обобщающий урок-игра
Решение примеров и задач. Преобразование именованных чисел
4-й класс
Цели урока:
Учебные:
• Закрепить навыки внетабличного умножения и деления.
• Закрепить преобразование именованных чисел.
• Закрепить навыки умножения и деления многозначных чисел.
Развивающие:
• Развивать математическое мышление.
• Развивать навыки устного счёта при умножении и делении.
• Развивать логическое мышление учащихся при решении задач.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к предмету математики.
• Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи при решении задач и примеров.
• Воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование:
• Настенные часы (нарисованные или настоящие).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.
Математика — наука
Очень важная для нас.
Интересней нет предмета,
Это знает весь наш класс.
2. Знакомство с темой и героями урока
Учитель:
— В зале на стене висели чудесные старинные часы с расплывчато-желтоватым циферблатом и ажурным домиком в центре. Предполагалось, что в этом домике ночью будут отдыхать числа, которые временно не работают.
Но времени для отдыха у чисел не было. Две коварные стрелки всё время не давали им покоя. Однажды числа недовольно заворчали:
— Неужели у нас никогда не будет перерыва для отдыха?
— Мы ходим день и ночь, — сказали часы. — Мы устали.
— У нас нет выходных! — жаловались числа.
— Мы не пьём, не едим — даже машина не поедет без топлива!
— Давайте устроим себе праздник!
И числа на часах решили организовать день отдыха — 12-го числа 12-го месяца в 12 часов ночи.
Но дверь в домике закрыта, а откроется она только тогда, когда будут решены примеры. Надо вам сказать, что все числа были отличными математиками с рождения, и им понравилась эта идея.
3. Устный счёт
(Запись ответов в тетрадях.)
1. Сумма трёх чисел равна 100. Первое слагаемое 29, второе — в 2 раза больше первого. Чему равно третье слагаемое?
2. Во сколько раз число 1400 больше 14?
3. Из числа 87 вычтите произведение чисел 6 и 9.
4. Из произведения чисел 17 и 5 вычтите число 15.
5. Чему равно произведение чисел 12 х 5 х 3 х 0?
6. Сумму чисел 40 и 12 уменьшите в 2 раза.
7. Периметр прямоугольника равен 42 см, длина прямоугольника равна 14 см. Чему равна ширина прямоугольника?
8. Какое число надо разделить на 15, чтобы получить число 7?
9. Найдите сумму чисел 126 и 999.
10. Число 19000 уменьшите в 500 раз.
(Проверка ответов по усмотрению учителя: выборочная устная или с использованием сигнальных карточек.)
4. Числа в домике
Учитель:
— После того как мы решили все примеры, дверь домика открылась — и числа одно за другим вбежали внутрь. Они уселись за круглый стол, за которым стояло 12 стульев. Все расселись по своим местам. Угощения на столе были миниатюрные, но в большом количестве, и как только появлялось желание взять что-то, эти продукты сразу складывались в странные узоры примеров и задач. Чтобы что-то съесть, надо было выполнить различные задания, что для наших гостей не было большой проблемой, а вызывало восторг и удивление.
Задание 1. Решите примеры:
(Ответы: 107; 51; 96; 26.)
Задание 2. Сравните выражения и поставьте соответствующие знаки:
Задание 3. Уменьшите числа в 100 раз и запишите во втором ряду:
400 700 1000 5000 7800 32000 90100
Задание 4. Выразите именованные числа в километрах и метрах:
5846 м 1005 м 2073 м
3807 м 1400 м 24870 м
Задание 5. Сравните именованные числа и поставьте соответствующие знаки:
6 м 5 дм ... 6 м 50 см
5 км 80 м ... 5 км 800 м
4 дм 8 см ... 4 дм 70 мм
7 м 9 дм ... 7 м 91 см
5. Освобождение первой половины чисел
Учитель:
— Полакомившись за столом, числа решили выйти прогуляться, но дверь оказалась на замке. В чём дело? Оказывается, стрелки очень обиделись, что их не пригласили к столу, хотя они считают себя главными — ведь они же показывают время, а не числа! И решили стрелки расстроить праздник чисел — накрепко заперли их в домике.
Числа изрядно перепугались: как им выйти из домика?
— Выпустите нас отсюда! — закричали числа. — Утром проснутся люди, а чисел на часах нет — это вызовет переполох!
— Ничего страшного, люди и без чисел умеют определять время — по вашему местонахождению, — ответили стрелки. — А мы будем продолжать ходить по кругу.
— Извините нас, пожалуйста! Как мы можем искупить свою вину, чтобы вы нас выпустили?
Подумав, стрелки ответили:
— Давайте мы вам будем давать задания, вы их будете выполнять, а мы вас будем по одному выпускать.
Так и договорились.
Задание 1. Заполните следующие таблицы по вариантам.
Первый вариант:
Таблица 1
а |
80 |
75 |
90 |
84 |
||
в |
15 |
25 |
29 |
14 |
||
а : в |
16 |
4 |
3 |
18 |
Второй вариант:
Таблица 2
в |
14 |
16 |
12 |
16 |
||
с |
4 |
8 |
24 |
37 |
||
в х с |
64 |
96 |
74 |
80 |
(Взаимопроверка ответов сидящими рядом детьми.)
Учитель:
— Итак, освобождено первое число.
Задание 2. Выполните деление.
(Ответы: 303; 403; 2003; 708; 1001; 3001.)
Задание 3. Длина прямоугольного участка равна 120 м, ширина составляет 2/з его длины. Вычислите периметр этого прямоугольника. (Ответ: 400 м.)
Задание 4. Среднее арифметическое трёх чисел равно 27; одно из этих чисел 21, второе 28. Найдите третье число. (Ответ: 32.)
Задание 5. Царь-колокол в Москве имеет массу 12000 пудов. Определите его массу в килограммах. (Ответ: 192000 кг.)
Задание 6. Примените распределительный закон умножения:
(Взаимопроверка сидящих рядом детей.)
Учитель:
— Шесть заданий мы выполнили. Значит, шестерым мы уже помогли выбраться на свободу.
От такой напряжённой работы мы устали. Давайте немного отдохнём.
6. Физминутка
Смотри скорей, который час!
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево раз! Направо раз!
Мы тоже можем так.
Чтоб стать похожим на орла
И запугать собак,
Петух расправил два крыла...
Мы тоже можем так!
7. Освобождение второй половины чисел
Учитель:
— Ребята, мы немного отдохнули и можем продолжать работу по освобождению второй половины чисел.
Задача 1. Одному магазину для продажи привезли 420 часов, что на 60 часов меньше, чем второму магазину, и на 40 часов больше, чем третьему магазину. Сколько всего часов привезли для продажи в три магазина? (Ответ: Всего в три магазина привезли 1280 часов.)
Задача 2. Знаменитая Царь-пушка, отлитая в XVI веке, имеет массу 38400 кг. Сколько это пудов? (Ответ: 2400 пудов.)
Задача 3. Сколько гектаров занимает участок земли, имеющий форму прямоугольника, длина которого 200 м, а ширина 100 м? (Ответ: Участок занимает 2 га.)
Задача 4. Мотоциклист за два дня проехал путь 840 км. Во второй день он проехал расстояние, в 2 раза большее, чем в первый день. В первый день он был в пути 4 ч, а во второй день — 10 ч. С какой скоростью он ехал каждый день? (Ответ: 70 км/ч и 56 км/ч.)
Задача 5. Вычислите объём аквариума, высота которого 6 дм, длина 12 дм, ширина 7 дм. Какова масса воды в аквариуме, если 1 дм3 воды имеет массу 1 кг? (Ответ: объём аквариума 504 дм3; масса воды в аквариуме — 504 кг.)
Задача 6. Дети принесли из лесу 280 грибов. 1/4 этого количества грибов были белые, 1/5 — подосиновики, 1/8 — грузди, а остальные — маслята. Сколько маслят собрали дети? (Ответ: Дети собрали 119 маслят.)
Учитель:
— Ну вот, мы помогли освободиться всем числам, они заняли свои места на циферблате и успокоились. А хитрое число “12” принесло для стрелок угощение со стола, но вручить его им пообещало, только если они сумеют решить два задания.
8. Стрелки тоже готовы выполнить решения
Задание 1. В первый день в хозяйстве остригли 96 овец, во второй день — в 3 раза больше, чем в первый день. С каждых 6 овец в среднем получали по 9 кг шерсти.
Сколько всего килограммов шерсти настригли? (Ответ: Всего настригли 576 кг шерсти.)
Задание 2. Составьте по таблице задачу, решите её.
Характеристика домов |
Число домов |
Число квартир в 1 доме |
Всего квартир |
Маленькие дома |
5 д. |
? |
340 кв. |
Большие дома |
3 д. |
100 кв. |
Строители для посёлка городского типа построили 3 больших дома и 5 маленьких домов. Всего в этих домах 340 квартир. В больших домах — по 100 квартир в каждом доме. Сколько квартир в каждом маленьком доме?
(Ответ: В маленьких домах по 8 квартир.)
Учитель:
— Ну вот теперь все на своих местах — и числа, и стрелки. Время пошло. А мы с вами подведём итоги урока.
9. Подведение итогов урока
Учитель:
— Что вам понравилось в уроке?
— Что особенно запомнилось?
— Что мы повторили на уроке?
10. Домашнее задание
Нарисуйте красивые волшебные часы.
Составьте примеры на умножение и деление с числами от 1 до 12.