Поурочные разработки по Математике 6 класс
Координатная плоскость - КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ - РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Цели: ввести понятия системы координат, координатной плоскости, координат точки, абсциссы и ординаты; отрабатывать умение строить координатные оси, отмечать точку по заданным ее координатам; учить определять координаты точек на координатной плоскости; развивать умение самостоятельно получать знания.
Информация для учителя
На уроках лучше использовать модель координатной плоскости.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Приведите подобные слагаемые:
а) -5а + 6с - 9а - 4с;
б) -7ab - 5dc + 3ab - 2dc;
в) -8с + 4b + 3с + 8с;
г) -k + 4n - 8n - 7k.
2. Оля родилась на 10 лет раньше Марии. В каком году родилась Оля, если Марии в 2006 году было 10 лет? (Оля родилась в 1986 году.)
3. Решите уравнения:
4. Как узнать, не приводя к общему знаменателю, какая дробь больше: 20/21 или 21/22? Почему? (Вторая больше, так как в ней до единицы не достает только 1/22, а в первой — 1/21.)
III. Индивидуальная работа
1 карточка
2 карточка (для более подготовленных учащихся)
IV. Сообщение темы урока
— Девизом нашего урока будут следующие слова: «Дорогу осилит идущий, а математику — мыслящий». На уроке мы познакомимся с новыми понятиями, а вот с какими, вы мне сами скажете чуть позже.
V. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.
(Прямые на доске подписать.)
Определить на глаз, какие прямые перпендикулярны? Параллельны? Какими инструментами это можно проверить?
2. Работа с учебником.
— Прочитайте самостоятельно § 45 в учебнике на стр. 243.
Работа по тексту учебника.
— Откройте форзац в конце учебника.
— Назовите координаты местоположения в зрительном зале бабушки в последнем ряду и девочки с бантом в первом ряду. Так как бабушка сидит в кресле № 6 в 10 ряду, то ее координаты (6; 10), а (4; 1) — координаты девочки.
— Как вы понимаете выражение: «Оставьте мне ваши координаты»? (Один человек просит у другого адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека, то есть это те данные, по которым можно найти конкретного человека.)
— Именно в этом и заключается суть координат или, как обычно говорят, системы координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта.
— Системы координат встречаются в нашей жизни постоянно.
Приведите примеры. (Места в поезде или самолете, где указано конкретное местоположение человека во время поездки или полета — номер вагона и номер места; судно, находящееся в море, передает свои координаты; местоположение географических объектов — долгота и широта; адрес школы — название улицы и номер дома; игра в шахматы — шахматная доска; посещение театров и стадионов — номер ряда и места.)
— Что называется системой координат? (Перпендикулярные прямые х и у.)
— В тетради и на доске начертите систему координат.
— Что надо отметить? (Точку 0 — начало отсчета, на осях выбрать единичные отрезки.)
— Как называется плоскость, на которой выбрана система координат? (Координатной плоскостью.)
— Отметьте в выбранной вами системе координат точку К.
— Определите координаты точки К. (х; у.)
— Что называют координатами точки К? (Пару чисел, показывающих положение точки.)
— Что является абсциссой? Ординатой?
— Какую прямую называют осью абсцисс? Осью ординат? (Показать координатные углы, выяснить, какие абсциссы и ординаты имеют точки в каждом координатном углу.)
— Назовите тему нашего урока.
VI. Закрепление изученного материала
1. Прочитайте текст в учебнике на стр. 245 под рубрикой «Говори правильно».
— Прочитайте разными способами: А (8; —3); D (—3; —7); К (2; 6); N (—5; 4).
— Отметьте эти точки. В каких координатных углах находятся эти точки?
2. № 1394 стр. 246 (самостоятельно, устная проверка). (Ответ: А (2; 4); В (-4; 3); С (-2; -3); D (4; -4).)
3. № 1395 стр. 246 (устно).
(Ответ: абсцисса равна нулю у точек, которые расположены на оси ординат; ордината равна нулю у точек, которые расположены на оси абсцисс; координаты (0; 0) имеет точка, которая является началом координат.)
VII. Физкультминутка
VIII. Работа над задачей
№ 1415 (1) стр. 248 (самостоятельно, взаимопроверка).
Решение:
1) 100 — 83 = 17% — заменили.
2) 17% = 0,17
3) 51 : 0,17 = 300 (ст.)
(Ответ: 300 станков надо заменить новыми.)
IX. Повторение изученного материала
1. № 1416 стр. 248 (самостоятельно).
Решение:
(Ответ: у = —3,68; х = —5,2.)
2. № 1410 стр. 248 (на доске и в тетрадях).
— Чему равна длина окружности? Запишите формулу.
С = 2πr
(Ответ: 44 см; 4,4 см; 0,88 см.)
X. Подведение итогов урока
— Под каким углом пересекаются координатные прямые х и у, образующие систему координат на плоскости?
— Как называют каждую из этих прямых?
— Как называют точку пересечения этих прямых?
Домашнее задание
Учебник, стр. 245 (прочитать текст под рубрикой «Говори правильно».
№ 1417 стр. 248, № 1420, 1421 (а), 1424 (а) стр. 249.