Математика 5 класс - Поурочные планы по учебнику Н. Я. Виленкина
Доли, обыкновенные дроби - III ЧЕТВЕРТЬ
Цели: научить понимать, что такое доля, половина, треть и четверть, уметь записывать дроби, изображать дроби на координатном луче.
Оборудование: ксерокопии с кроссвордом, калька; большое яблоко (или какой-либо предмет, который можно разрезать); костюм для девочки, исполняющей роль Обыкновенной Дроби.
Ход урока
I. Устные упражнения.
1. Учитель: Кто будет внимателен и активен на уроке, тот узнает о новом математическом термине (у каждого ученика ксерокопии с кроссвордом и калька).
6) Название инструмента для вычерчивания окружностей.
Прочитайте слово, получившееся в выделенном столбце кроссворда.
Ответ: сектор - часть круга, ограниченная двумя радиусами. При проведении двух радиусов получаются два сектора.
2. №886 (а, б), 889, 891.
II. Изучение нового материала.
План изложения.
1) Понятие и определение доли (продемонстрировать на яблоке, отрезке).
2) Название долей 1/2; 1/3; 1/4.
3) Запись обыкновенной дроби, определение числителя, знаменателя.
4) Что показывает знаменатель? Что показывает числитель?
III. Закрепление.
1. Какая часть фигуры заштрихована? Записать дробью.
2. Устно № 860, 864.
3. Письменно: № 862, 865, 867 (учащиеся решают за партами, объяснение «по цепочке»: один начинает рассуждение, второй ученик продолжает, затем третий и т. д.), № 872.
4. На повторение: № 894, 895.
IV. Итог урока.
1) Ролевая игра: выходит Обыкновенная Дробь.
- Здравствуйте, я Обыкновенная Дробь. Назовите мой знаменатель, что он показывает? Назовите числитель, что он показывает? (На груди приклеен плакат с дробью.)
2) Какое из чисел больше:
а) 5/11 или 1; б) 6/11 или 2/11; в) 0 или 1/2; г) 3/7 или 3/8?
V. Домашнее задание: п. 23; № 900, 901, 907, повторение п. 10, 11. В математический словарь: сектор.