Математика 5 класс - Поурочные разработки
Как из долей получаются дроби. Правильные и неправильные дроби - Что такое дробь - Дроби
Цель: раскрыть содержательный смысл понятий «дробь», «правильная дробь» и «неправильная дробь».
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура!
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайтесь кто куда!
Считая, дети загибают пальчики, а потом отвечают на вопросы: на сколько долек разделили апельсин? какую дольку получил еж? какую дольку получили котята?
II. Устная работа.
1. Какая из данных долей самая большая, а какая — самая маленькая: восьмая, треть, половина, сотая, десятая?
2. Квадрат поделили на одинаковые квадратики. Какую долю квадрата составляет один квадратик (рис. 142)?
Рис. 142
3. ДМ, О-25, № 3.
III. Актуализация знаний.
Валя пригласила на свой день рождения подруг. Она разрезала торт на 9 равных частей.
Вера взяла одну часть, а Катя — две (рис. 143). а) Какие доли получаются при делении на 9 равных частей? б) Какую часть торта получила Вера и какую — Катя?
Рис. 143
Для обозначения дроби используют дробную черту и два натуральных числа. Под дробной чертой пишут знаменатель дроби. Он показывает, на сколько равных частей делили. Над чертой пишется числитель дроби. Он показывает, сколько таких долей взяли.
IV. Формирование умений и навыков.
1. Формирование понятия «дробь» на содержательном уровне.
1). У, № 737, 739 (устно).
2). РТ, часть 1, № 87, 85. Из скольких равных частей состоит отрезок? Сколько таких частей выделено синим цветом? Какая часть отрезка выделена синим цветом?
3). РТ, часть 1, № 89. Всего фигур 15. Квадратов 7. Квадраты составляют 1/15 всех фигур.
4). У, № 742 (устно).
Физкультминутка «На внимание»
Посмотрите внимательно на ряд рисунков (рис. 144) или цифр в течение 5 с и воспроизведите их в такой же последовательности. Например, 5, 10, 3, 4, 9, 2, 7.
Рис. 144
2. Формирование понятий «правильная дробь» и «неправильная дробь».
1. Работа в группах, парах или фронтально.
1). Чем похожи между собой дроби каждой группы: 1/2, 10/15, 12/21, 25/36 и 5/4, 3/7, 10/10, 27/15?
2). Дроби первой группы называются правильными. Как бы вы назвали дроби второй группы?
3). Дайте свои определения правильных и неправильных дробей.
4). Сравните свои определения с определениями, данными в учебнике.
5). Запишите все правильные дроби, у которых знаменатель равен 5.
6). Запишите все неправильные дроби, у которых знаменатель равен 5. Сумели выполнить это задание? Если нет, то почему?
7). Запишите правильную дробь, у которой числитель 7.
8). Запишите неправильную дробь, у которой знаменатель 14.
9). Запишите дробь, у которой:
а) числитель 3, а знаменатель на 2 больше;
б) знаменатель 7, а числитель в 3 раза больше;
в) числитель на 3 больше знаменателя;
г) знаменатель на 7 больше числителя.
2. У, № 745 (самостоятельно, взаимоконтроль).
V. Итоги урока.
1. Что показывает знаменатель дроби?
2. Что показывает числитель дроби?
3. Прочитайте дроби
4. Назовите их числитель и знаменатель. Какие из них правильные, какие неправильные?
VI. Домашнее задание.
У, п. 8.2 прочитать, № 738, 741, 743, 746. Дополнительно: РТ, часть 1, № 86.