Математика 5 класс - Поурочные разработки
Как решать задачи на уравнивание - Задачи на уравнивание - Использование свойств действий при вычислениях
Цель: познакомить с новым типом текстовых задач — задачами на уравнивание.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Какое число надо поставить в пустую клетку?
2. Не выполняя вычислений, сравните значения выражений:
III. Объяснение нового материала.
1. Рассмотреть задачу из п. 4.4 учебника. Положить на стол 2 пачки тетрадей. Сообщить условие задачи. Решение задачи сопровождать реальными действиями с тетрадями. Записать решение задачи с комментарием.
1) 70 - 10 = 60 (тетр.) — столько тетрадей будет в двух пачках, если убрать 10 тетрадей;
2) 60 : 2 = 30 (тетр.) — во второй пачке;
3) 30 + 10 = 40 (тетр.) — в первой пачке.
Устно сделать проверку: 40 + 30 = 70 тетр. И 40 - 30 = 10 тетр.
Ответ: в пачках 40 и 30 тетрадей.
2. Рассмотреть другие приемы уравнивания тетрадей в пачке. Каждый из рассматриваемых способов сопровождать реальными действиями с тетрадями.
1). Уравняем пачки, добавив во вторую 10 тетрадей.
1) 70 + 10 = 80 (тетр.) — столько тетрадей будет в двух пачках, если добавить 10 тетрадей;
2) 80 : 2 = 40 (тетр.) — в первой пачке;
3) 40 - 10 = 30 (тетр.) — во второй пачке.
2). Уравняем число тетрадей в пачках, переложив половину разницы (5 тетрадей) во вторую пачку.
Физкультминутка
Поднимаем руки, класс, это «раз»,
Повернулась голова — это «два».
Руки вниз, вперед смотри — это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».
IV. Формирование умений и навыков.
1. У, № 443 (а). Провести уравнивание с реальными объектами (спички, счетные палочки).
1) 30 - 6 = 24 (к.) — столько карандашей будет в двух коробках, если убрать 6;
2) 24 : 2 = 12 (к.) — во второй коробке;
3) 12 + 6 = 18 (к.) — в первой коробке.
Проверка: 18 + 12 = 30 (к.); 18 - 12 = 6 (к.).
Ответ: в двух коробках 12 и 18 карандашей.
Можно рассмотреть разные способы уравнивания.
2. У, № 444 (а). Сделать к задаче схематический рисунок.
3. У, № 466 (а, б — по вариантам, самостоятельно с проверкой). Сделайте рисунок (см. рис. 85).
Рис. 85
V. Итог урока.
В чем состоит метод решения задач на уравнивание?
VI. Домашнее задание.
У, № 443 (б), 444 (б), 445 (б).