Математика 5 класс - Поурочные разработки
Нахождение неизвестных компонентов умножения и деления - Умножение и деление - Действия с натуральными числами
Цель: продолжить формирование навыков нахождения неизвестных компонентов умножения и деления, уяснение взаимосвязи умножения и деления.
Ход урока
I . Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Каждое из данных чисел разделите на 10, на 100, на 1000: 595 000; 370 000; 13 000; 907 000; 650 000.
2. Угадайте неизвестное число: 15 · а = 15 : а; х · 10 = х : 10.
3. У, № 228.
III. Актуализация знаний.
1. Используя данное равенство, найдите значения двух следующих выражений:
Опорная схема:
2. Найдите неизвестное число: а) 1190 : с = 34; б) b : 17 = 201. Как найти неизвестное делимое? делитель?
IV. Формирование умений и навыков.
1. 1). Найдите неизвестное число, пользуясь приемом «маленького примера»:
34 · х = 13.
х = 136 : 3.
х = 4
Учитель показывает прием на доске.
2 · 3 = 6
3 = 6 : 2
2). У, № 232 (в, е, и) (самостоятельно). Трое учащихся выполняют задание на переносных досках. Проверка выполнения.
Физкультминутка
Положите голову на руки. Руки на парте. Закройте глаза. Отдохните. А пока вы отдыхаете, я расскажу вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену. Иван-царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вы отдохнули? Тогда давайте поможем Ивану-царевичу.
2. Игра-сказка «Волшебное число». Для проведения игры можно использовать проектор. Заранее подготовить рисунки по сюжету сказки.
Вышли Иван-Царевич и спутники к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне надписи:
Если правильно найти волшебное число, то камень повернется и освободит дорогу. (С каждого ряда вызывается по одному ученику, которые решают уравнения. Остальные учащиеся решают на местах.)
Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы-яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его воины разгадают волшебные числа, написанные на избушке:
(Работа проходит аналогично.)
Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба-яга рассказала ему о силе волшебных чисел: «Коль нужно тебе запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух волшебное число. Мигом исполнится». Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на шесть замков.
Узники подземелья решают уравнения, написанные на замках:
Иван-царевич назвал волшебные числа. Двери подземелья открылись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых написано: у + 12 705 : 121 = 105.
Иван-царевич произнес волшебное число. Двери подземелья открылись. Освободил он Елену Прекрасную, и в тот же день сыграли свадьбу. Стали они жить-поживать и добра наживать.
Подведение итогов игры.
V. Домашнее задание.
У, № 231 (а, б), 232 (а, б, ж, з), 244 (а).