Уроки математики 3 класс
Деление на однозначное число - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ - Четвёртая четверть - ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА
На этих уроках учащиеся знакомятся с алгоритмом письменного деления трёхзначного числа на однозначное. Переход от устного деления к письменному должен быть обоснованным, учащиеся сами должны осознать целесообразность и необходимость нового приёма рассуждений. Сначала рассматривается наиболее простой случай, когда каждая разрядная цифра делимого кратна делителю. Например, 684 : 2. Производя деление устно, учащиеся замечают, что приходится выполнять много действий, запоминать их результаты, что весьма трудно. На помощь приходит запись решения уголком, которую показывает учитель, комментируя действия. Полезно сопроводить решение этого примера наглядностью с помощью пучков палочек или рисунка, как это сделано в упр. 1, с. 112. Учащиеся наглядно убеждаются в преимуществах такой формы вычислений и легко усваивают её, хотя по-прежнему эффективность устных способов действий ещё достаточно высока. На этом этапе, помимо прочего, важно отработать способ проверки деления умножением. Заметим, что не следует поспешно навязывать детям письменный механизм деления, особенно в тех случаях, когда и устно пример решается достаточно просто: 864 : 2, 693 : 3 и т. п.
По-настоящему осознание эффективности письменных вычислений приходит в момент рассмотрения случая деления, когда не все разрядные цифры числа кратны делителю, например: 478 : 2. Объяснение этого приёма можно провести с опорой на упр. 3, с. 114. При этом важно подчеркнуть главное: при делении числа 478 на 2 разбивают число 478 на три числа: 400, 60 и 18. Почему число 478 разбивают именно на эти числа? Чтобы в ответе получить сотни, десятки и единицы: 400 : 2 = 200, 60 : 2 = 30, 18 : 2 = 9.
Учитель должен хорошо понимать, что письменное деление в пределах тысячи служит переходной ступенью к алгоритму письменного деления многозначных чисел, и поэтому оно должно ещё сохранять в себе следы устного деления с подробным объяснением и подробной записью.