Уроки математики 3 класс
Письменные приёмы сложения и вычитания - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ - Четвёртая четверть - ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА
Цели урока:
1) познакомить учащихся с алгоритмом сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через десяток;
2) совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, умение анализировать и решать задачи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Устный счёт.
1) Математический диктант.
— Найдите сумму чисел 540 и 90.
— Во сколько раз 80 больше 5?
— Запишите число, в котором 9 сотен, 3 десятка, 6 единиц.
— Запишите число, в котором 2 сотни и 8 единиц.
— Самое маленькое трёхзначное число уменьшите на 16.
— Число 720 увеличьте на 280.
— Сколько дециметров в 1 м?
— Сколько квадратных дециметров в 1 м2?
2) Составление и решение задач по краткой записи.
— Составьте задачу по краткой записи и решите её.
На доске изображены две схемы.
5 халатов — 30 пугови. ? — 90 пуговиц |
8 вёдер — 96 л воды 3 ведра — ? л воды |
3) Игра «Найти ошибку!».
— В некоторых примерах допущены ошибки. Найдите их и покажите свой ответ с помощью сигнальных карточек.
Учитель поочерёдно выставляет карточки с примерами на наборное полотно, а учащиеся с помощью сигнальных карточек показывают, есть ли в решении или записи примера ошибки или нет. В том случае, если пример решён с ошибками, учащиеся, заметившие их, объясняют, как исправить ошибку, и называют верный ответ.
В итоге выполнения этого задания желательно задать вопросы:
— Как надо правильно записывать двузначные числа при сложении и вычитании в столбик? (Десятки под десятками, а единицы под единицами.)
— С какого разряда начинают сложение? (С разряда единиц.)
3. Изучение нового материала.
Учитель предлагает учащимся сначала решить письменно с объяснением примеры на сложение и вычитание двузначных чисел: 25 + 64 и 57 - 13, а затем — сходные примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел: 325 + 164 и 857 - 213. Сравнивая суммы и разности попарно, учащиеся приходят к выводу, что складывать и вычитать трёхзначные числа можно так же, как и двузначные.
4. Работа с учебником.
Упр. 1, с. 86 целесообразно рассмотреть в ходе фронтальной работы с классом для первичного закрепления алгоритма письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Упр. 2, с. 87 учащиеся решают с объяснением: один — у доски, а остальные — в тетрадях.
5. Физкультминутка.
6. Работа с учебником (продолжение).
Упр. 3, с. 87. Решение задачи учащиеся сначала записывают выражением, а затем в столбик и проводят необходимые вычисления.
Упр. 4, с. 87. Под руководством учителя проводится разбор задачи, по ходу которого учитель оформляет на доске краткую запись, решение учащиеся записывают самостоятельно по действиям.
Упр. 5, с. 87. Закономерность заключается в том, что во втором выражении опускаются скобки. Поэтому последний столбик можно дополнить выражением 54 : 18 + 9.
Упр. 6, 8, с. 87 рекомендуются для домашней работы.
Упр. 9, с. 87. Учащиеся должны провести решение двумя способами: 80 : 15 = 6 (б.) или 15 · 6 = 80 (л).
Упр. 9, с. 87 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой в классе.
Упр. 10, с. 88 можно выполнить в классе при наличии времени. Всего получается 6 случаев представления числа 30 в виде суммы двух чётных чисел. Эти случаи легко можно найти перебором, начиная с самого маленького чётного числа: 2 + 28, 4 + 26, 8 + 22, 10 + 20, 12 + 18 и 14 + 16.
7. Итог урока.