Задачи на сравнение - НУМЕРАЦИЯ - Третья четверть - ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА

Уроки математики 3 класс

Задачи на сравнение - НУМЕРАЦИЯ - Третья четверть - ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА

Цели урока:

1) познакомить учащихся с новым типом задач на нахождение четвёртого пропорционального, решаемых методом сравнения, научить решать эти задачи, допускающие два способа решения — методом приведения к единице и методом сравнения;

2) закрепить знание устной и письменной нумерации трёхзначных чисел, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Устный счёт.

1) Заполнение таблиц.

На доске даны две таблицы. Учащиеся выполняют вычисления устно, называют ответы с места, учитель записывает правильные ответы в таблицу.


Число

5

8

13

20

Увеличить в 5 раз






Числ.

12

27

60

54

Уменьшить в 3 раза






2) Составление и решение взаимно обратных задач.

— По краткой записи составьте задачу и решите её. (Учитель обращает внимание детей на краткую запись на доске.)

7 тетрадей — 84 р.

5 тетрадей — ?

— Сколько стоят 5 тетрадей? (60 р.) Как узнали? (Учащиеся объясняют, а учитель записывает под краткой записью решение задачи выражением: (84 : 7) · 5 = 60 (р.).)

— Сколько задач, обратных данной, можно составить? (Три задачи.) Составьте эти задачи. (Учащиеся составляют задачи, а учитель записывает на доске их краткие записи и решения выражением.)


7 тетрадей — 84 р.

? тетрадей — 60 р.

? тетрадей — 84 р.

5 тетрадей — 60 р.

7 тетрадей — ? р.

? тетрадей — 60 р.

60 : (84: 7) = 5 (т.)

84 : (60: 5) = 7 (т.)

(60 : 5) · 7 = 84 (р.)


3. Изучение нового материала.

— Будем вместе составлять задачу про бублики.

На одной полочке наборного полотна дано изображение двух бубликов и рядом ценник.



— За 2 бублика заплатили 9 р. Сколько нужно будет заплатить денег, если бубликов будет в 3 раза больше? (Учитель выставляет на второй полочке наборного полотна 3 раза по 2 бублика.)



— Как это узнать? (Если бубликов надо купить в 3 раза больше, то и денег надо заплатить в 3 раза больше.)

— Сколько бубликов нужно купить? (6.) Как узнать? (2 · 3 = 6 (б.)) Какую задачу нам надо решить? (За 2 бублика заплатили 9 р. Сколько стоят 6 таких бубликов?)

На доске и в тетрадях учащихся появляется запись:

2 б. — 9 р.

6 б. — ? р.

Решение задачи записывается выражением:

9 · (6 : 3) = 27 (р.).

Затем составляются задачи, обратные данной. На доске и в тетрадях появляются записи:

Путём сравнения решений этих задач устанавливается, что все задачи решаются в 2 действия, приёмы решения одинаковы: сравниваются два значения одной величины и находится неизвестное значение другой величины.

4. Физкультминутка.

5. Работа с учебником.

Упр. 1, с. 59. Задачу решить двумя способами — методом приведения к единице и методом сравнения.

Упр. 2, с. 60. Под руководством учителя учащиеся составляют краткую запись задачи на доске и в тетрадях, обсуждают два способа решения, решение задачи записывают самостоятельно.

Упр. 3, с. 60 учащиеся выполняют с комментированным ответом с места. Рассуждения учащихся могут быть такими: «Сначала пишу число 4 — это самое маленькое число из данных, потом пишу число 16 и т. д.».

6. Физкультминутка.

7. Работа с учебником (продолжение).

Упр. 4, с. 60. Значения выражений первого столбика один ученик вычисляет самостоятельно у доски, а значения выражений второго и третьего — учащиеся самостоятельно по вариантам. Проверка в классе осуществляется путём прочтения ответов с места.

Упр. 5, с. 60. Под руководством учителя проводится разбор задачи, намечается план решения двумя способами.

1-й способ

1) 48 : 16 = 3 (п.)

2) 5 · 3 = 15 (кн.)

3) 48 + 15 = 63 (кн.)

2-й способ

1) 48 : 16 = 3 (п.)

2) 16 + 5 = 21 (кн.)

3) 21 · 3 = 63 (кн.)

Упр. 8, с. 60 желательно выполнить с использованием наглядности в виде циферблата часов. Если учащиеся затрудняются при ответе на поставленный вопрос, можно продемонстрировать решение с помощью модели часов, передвигая минутную стрелку на 30 мин.

Упр. 9, с. 60 можно выполнить в классе при наличии времени. Задачу можно решить подбором. Ответ. 5 грузовых и 7 легковых автомобилей.

8. Итог урока.






Для любых предложений по сайту: [email protected]