Уроки математики 3 класс
Умножение числа 6. Деление на 6 - УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ - Вторая четверть - ЧАСТЬ 1 УЧЕБНИКА
Цели урока:
1) раскрыть закономерности составления новых табличных случаев умножения числа 6 и деления на 6, закрепить знание таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4 и 5;
2) продолжить работу по совершенствованию вычислительных навыков, умения решать составные задачи.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Устный счёт.
— Восстановите цепочку. (Учитель показывает на доску, где изображена цепочка примеров.)
— Сравните. (Учитель показывает на запись на доске.)
12 см и 1 дм 1 с.
45 см и 5 дм
1 ч 20 мин и 62 ми.
8 дм 3 см и 83 см
3. Математический диктант.
— Найти сумму чисел 67 и 9.
— Найти разность чисел 55 и 7.
— Число 48 уменьшить на 12.
— Число 36 разделить на 4.
— На сколько 24 меньше 36?
— Во сколько раз 15 больше 3?
— Число 6 увеличить в 5 раз.
— Сумму чисел 7 и 18 разделить на 5.
— За 5 конфет заплатили 20 р. Сколько стоит 1 такая конфета? 8 таких конфет?
— Сколько сантиметров в 3 дм? 2 дм 6 см?
4. Работа с учебником.
Упр. 1—2, с. 102 выполняются аналогично уроку 4 по теме «Умножение числа 3. Деление на 3».
Упр. 3, с. 102 служит повторению переместительного свойства умножения.
5. Работа с новым материалом.
— Сегодня мы будем составлять таблицу умножения числа 6 и таблицу деления на 6. Вспомним все случаи умножения 6, когда результат не превышает 20. (Дети называют произведения: 6 · 1 = 6, 6 · 2 = 12, 6 · 3 = 18. Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях записывают эти произведения в столбик.) Какие ещё примеры умножения числа 6 можно записать, используя переместительное свойство умножения? (Дети называют: 6 · 4 = 24, 6 · 5 = 30. Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях продолжают столбик примеров умножения числа 6.)
— Запишите теперь произведение — шестью шесть. Какое выражение вы записали? (6 · 6.) Найдите его значение. (36.) Как узнали? (По 6 взяли слагаемым 6 раз.) Как вычислить этот результат быстрее, зная ответ предыдущего примера? (Надо к 30 прибавить 6, получится 36.) Запишем оба способа вычислений так:
— Какой пример должен быть следующим в таблице? (6 · 7.) Выполните вычисления двумя способами и запишите решение. Продолжайте дальше составлять и решать примеры на умножение числа 6.
— Посмотрите внимательно на получившиеся результаты и скажите, что интересного вы заметили? (Каждый из них больше предыдущего на 6.) Почему, как вы думаете? (Потому что мы умножали число 6 последовательно на числа от 7 до 9.)
6. Физкультминутка.
7. Работа с учебником.
Упр. 4—5, с. 102—103 выполняются под руководством учителя.
Упр. 6—7, с. 103 можно выполнить устно в ходе фронтальной беседы с классом.
Упр. 8, с. 104 можно выполнить в классе при наличии времени. Из условия задачи следует, что меньше всех конфет съела третья голова Змея Горыныча. Простыми испытаниями находим, что третья голова съела 9 конфет, вторая 12 конфет, а первая 27 конфет.
8. Итог урока.