Уроки математики 2 класс
Делимое. Делитель. Частное - Вторая четверть - ЧАСТЬ 1 УЧЕБНИКА
Цели урока:
1) познакомить учащихся с новыми терминами — названиями компонентов и результата действия деления, а также с названием соответствующего выражения;
2) продолжить работу по раскрытию конкретного смысла действия деления;
3) совершенствовать навыки письма цифр.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
Прописывание чисел 4 и 6.
3. Устный счет в форме фронтального опроса.
Запись на доске:
4. Работа над новым материалом.
— Прочитайте пример, записанный на доске. (10 : 2 = 5.)
— Число, которое делят, называется делимым. (Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «Делимое».)
— Какое число является делимым в данном примере? (10.) (От числа 10 учитель проводит стрелку к карточке «Делимое».)
— Число, на которое делят, называется делителем.
(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «Делитель».)
— Найдите делитель в данном примере. Какое это число? (2.) (Учитель соединяет стрелкой число 2 с карточкой «Делитель», а под карточкой «Делитель» записывает число 2.)
— Число, которое получается в результате деления, называется частным. (Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «Частное».)
— Какое частное мы получили? (5.) (От числа 5 учитель проводит стрелку к карточке «Частное».)
— Запомните, что и сам пример 10 : 2 также называют частным. (Учитель прикрепляет еще одну карточку со словом «Частное» и соединяет ее стрелкой с выражением 10 : 2.)
Так на доске появляется следующая схема:
Далее учитель обращает внимание учащихся на другие примеры, записанные на доске.
— Прочитайте примеры, называя компоненты при делении.
— Выполните вычисления и назовите частное в каждом примере.
5. Физкультминутка.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре полетела,
Над водой остановилас.
И тихонько закружилась.
(По ходу чтения стиха дети выполняют соответствующие движения.)
6. Работа с учебником.
Упр. 1, с. 79. Учащиеся сначала устно выполняют вычисления, а потом читают пример так: «Делимое 8, делитель 2, частное равно 4».
Упр. 2, с. 79 рекомендуется для фронтальной работы с классом.
Упр. 3, с. 80 можно выполнить с комментированным управлением с места.
Упр. 4—5, с. 80 выполняются устно. Желательно, чтобы учащиеся, проговаривая решение каждой задачи, использовали термины: делимое, делитель, частное.
Упр. 8, с. 80. Учащиеся еще незнакомы с понятием длины ломаной, поэтому в задаче используется словосочетание «сумма длин всех звеньев ломаной». Разбор задачи желательно сопроводить схематическим рисунком. Это поможет учащимся легче установить взаимосвязи между данными величинами и искомым, а затем правильно выбрать нужное действие.
7. Итог урока.
— Что нового мы сегодня узнали? Что вам показалось самым сложным? Назовите компоненты деления в примерах 18 : 6, 12 : 3, 15 : 5. Как называется результат деления?