Алгебра и начала анализа 10 класс поурочные планы по учебнику Мордковича А. Г.
Синус, косинус и тангенс суммы и разности аргументов (обобщенное занятие) - Преобразование тригонометрических выражений - 1-е полугодие
К сожалению, после изучения глав 2 и 3 приходится признать, что пока мы в состоянии выполнять только простейшие преобразования тригонометрических выражений, решать самые простые тригонометрические уравнения и неравенства. Поэтому необходимо продолжить изучение основных тригонометрических формул. Учитывая, что формул достаточно много и они запоминаются с трудом, самые необходимые формулы (как и ранее) будем нумеровать. При этом будем придерживаться общей нумерации (три первые формулы уже пронумерованы).
Уроки 41-42. Синус, косинус и тангенс суммы и разности аргументов (обобщенное занятие)
Цель: рассмотреть формулы сложения.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Изучение нового материала
Главу начнем с рассмотрения формул для синуса и косинуса суммы и разности аргументов (их также называют формулы сложения). Обратите особое внимание на эти формулы, так как из них достаточно просто могут быть получены практически все формулы тригонометрии.
Пример 1
Получим формулу (4).
В единичной окружности радиус ОР (равный 1) повернем на угол х и на угол у. Получим радиусы ОА и ОВ. Легко записать координаты векторов Найдем скалярное произведение этих векторов:
С другой стороны, Поэтому скалярное произведение векторов можно записать и по-другому:
Сравнивая два полученных выражения для скалярного произведения векторов , сразу получаем: Формулы (5)-(7) получаются из формулы (4) с использованием формул приведения и четности функции cos х и нечетности функции sin х.
Пример 2
Получим пятую формулу.
Учтем формулы (7) и (5). Имеем: В полученной дроби разделим числи тель и знаменатель дроби на cos х cos у. Тогда имеем:
Итак, получили Аналогично выводится и шестая формула.
Теперь рассмотрим применение формул этой группы.
Пример 3
Вычислим cos 15°.
Учтем, что 15 = 45 - 30, и тогда
Таким образом, приведенные формулы позволяют расширить значения тригонометрических функций, представленных ранее в таблице.
Пример 4
Найдем если
Используем формулу (6) и получим: Найдем sin а. Используя формулу (1), получаем: sin2 a + c2 = 1, откуда (учтено, что и sin а > 0). Тогда
Пример 5
Докажем неравенство если
Выпишем очевидные неравенства cos β sin a < sin a (так как cos β < 1) и cos a sin β < sin β (так как cos a < 1). Сложим два неравенства одного знака (при этом получившееся неравенство имеет тот же знак): cos β sin a + cos a sin β < sin a + sin β или по формуле (7)
Пример 6
Известно, что a, β, γ - углы треугольника. Докажем, что
Учитывая, что a, β, γ — углы треугольника, имеем: a + β + γ = 180, откуда γ = 180° - (a + β).
Упростим выражение cos γ: cosy
Здесь учтено, что cos 180° = -1 и sin 180° = 0 (что видно из единичной окружности). Тогда Tаким образом, тождество доказано.
Пример 7
В каких пределах находится отношение суммы катетов к гипотенузе в прямоугольном треугольнике?
Пусть в прямоугольном треугольнике ABC гипотенуза АВ = с и один из острых углов ∠А = а. Тогда через эти величины легко выразить катеты Найдем отношение суммы катетов к гипотенузе: Преобразуем выражение x, умножив и разделив его на Получим: Здесь при преобразовании выражения х было учтено, что
Так как a – острый угол в треугольнике, то Прибавим ко всем частям этого неравенства π/4 и получим: Для удобства обозначим Тогда необходимо найти диапазон изменения величины
Диапазон этих углов отмечен на единичной окружности штриховкой (пунктир показывает, что значения углов не достигаются). Понятно, что наименьшее значение х получается при и равно
Наибольшее значение x достигается при z = π/2 и равно Итак, отношение суммы катетов к гипотенузе меняется в пределах
Пример 8
Докажем, что функция у = ctg х убывает на промежутках (πn; π + πn), где n ∈ Z.
Данное утверждение достаточно доказать для промежутка (0; π). Используя определение убывающей функции и функции котангенса, получим: Определим знак этого выражения. Так как 0 < x1 < х2 < π, то sin x1 > 0 и sin х2 > 0. Поэтому знаменатель дроби положительный. Из неравенства находим -π < x1 - х2 < 0, тогда sin(x1 - х2) < 0. Поэтому дробь отрицательная, т. е. у(х1) - у(х2) < 0 или y(x1) < у(х2). Следовательно, на указанных промежутках функция у = ctg х убывает.
Пример 9
Найдем
Обозначим а = arcsin 1/3, тогда по определению sin a = 1/3 и Найдем (учтено, что cos a ≥ 0). Аналогично обозначим β = arcos 2/3, тогда cos β = 2/3 и β ∈ [0; π]. Вычислим (учтено, что sin β ≥ 0).
Найдем:
Пример 10
Вычислим
Обозначим a = arctg 1/2 (тогда ) и β = arctg 1/3 (тогда ). Найдем сумму углов a + β. Сразу найти такую сумму нельзя. Поэтому вычислим любую тригонометрическую функцию от суммы углов. Проще всего найти тангенс. Учитывая известную формулу, получим:
Так как tg a > 0 и tg β > 0, то В промежутке [0; π) уравнение tg(a + β) = 1 имеет единственное решение а + β = π/4. Поэтому
III. Контрольные вопросы (фронтальный опрос)
1. Формулы для синуса суммы и разности аргументов.
2. Косинус суммы и разности аргументов.
3. Формулы для тангенса суммы и разности аргументов.
IV. Задание на уроках
§ 19, № 1 (а); 2 (б); 4 (а, б); 5 (а); 8; 10 (а, в); 11 (а, б); 12; 16 (а); 17 (а, б); 20 (а); 22 (б); 23 (а); 24 (а, б); 26 (в, г);
§ 20, № 1 (а, б); 2 (в, г); 4; 7 (а); 9 (б); 12 (а); 13; 15.
V. Задание на дом
§ 19, № 1 (б); 2 (г); 4 (в, г); 5 (б); 9; 10 (б, г); 11 (в, г); 13; 16 (б); 17 (в, г); 20 (б); 22 (а); 23 (б); 24 (в, г); 26 (а, б);
§ 20, № 1 (в, г); 2 (а, б); 5; 7 (б); 9 (а); 12 (б); 14; 16.
VI. Подведение итогов уроков