Окружность и круг - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Окружность и круг - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА

Планируемые предметные результаты: уметь читать, записывать и объяснять значение обыкновенной дроби; узнавать правильные и неправильные дроби, уметь соотносить их с единицей; знать названия чисел при записи обыкновенной дроби, понимать значение дробной черты в записи дроби; выполнять сравнение дробей, выделять целую часть числа и переводить смешанное число в неправильную дробь; выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Планируемые метапредметные результаты: анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию, моделировать с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль; доказывать и опровергать утверждения с помощью контрпримеров, классифицировать; исследовать задачи на вычисление площадей и объемов, составлять аналогичные; уметь сравнивать, выделять общее и особенное, делать выводы.

Планируемые личностные результаты: формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, умения работать в группе, команде, уважение мнения товарищей; формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта.

Урок 76. Окружность и круг

Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с окружностью и кругом; учить строить окружность с помощью циркуля.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счет. Определение темы урока

(На доске прикреплены карточки чистой стороной к учащимся. На карточках записаны буквы, которые складываются в название темы урока. Карточки открывают в любом порядке. За правильный ответ учитель открывает одну карточку до тех пор, пока учащиеся не смогут прочитать тему урока.)

1. Найдите произведение наибольшего и наименьшего двузначных чисел. (990.)

2. Какое из тел имеет больший объем: прямоугольный параллелепипед с измерениями 2 см, 3 см, 4 см или куб с ребром 3 см? (Куб, 24 < 27.)

3. Сколько квадратных метров в одном гектаре? (10 000 м2.)

4. Длина одного отрезка 1 дм 2 см, а длина второго отрезка 6 мм. Во сколько раз первый отрезок длиннее второго? (В 20 раз.)

5. 5! — это сколько? (120.)

6. Сколько кубических сантиметров в одном кубическом метре? (1 000 000 см3.)

7. Найдите произведение чисел 24 и 11. (264.)

8. 3100 : 100?

9. Как называется равенство, содержащее букву? (Уравнение.)

10. Длина прямоугольника 6 см, ширина в 2 раза меньше. Найдите площадь прямоугольника.

— Кто знает, что такое окружность?

— С помощью какого инструмента можно построить окружность?

III. Работа по теме урока

1. С. 133—134 (работа по статье учебника).

— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.

2. Работа в тетради.

Поставьте в тетради точку О, отступив вниз от предыдущей записи 8 клеточек. Возьмите в раствор циркуля отрезок 3 см. Поставьте иголочку в точку О и постройте окружность.

— Как называется точка O?

Окружность — это линия, которая делит плоскость на две части.

— Покажите часть плоскости, которая находится внутри окружности.

— Как она называется?

— Укажите на окружности две любые точки. Соедините их. Какая фигура получилась? (Отрезок.)

— Этот отрезок называется хордой.

— Попробуйте дать определение, что такое хорда.

— Соедините любую точку окружности с центром. Как называется этот отрезок?

— Дайте определение радиуса.

— Сколько радиусов можно провести в одной окружности?

— Начертите еще три.

— Измерьте все радиусы. Что заметили?

— Сделайте вывод.

— Начертите хорду, которая проходит через центр. Как называется эта хорда?

— Измерьте диаметр. Что заметили?

(В ходе беседы выполняются записи в тетради.)

Точка О — центр окружности.

Круг — часть плоскости, ограниченная окружностью.

Хорда — отрезок, соединяющий две любые точки окружности.

Радиус — отрезок, соединяющий центр окружности с любой ее точкой.

Все радиусы одной окружности равны.

Диаметр — отрезок, проходящий через центр и соединяющий две точки окружности.

Диаметр окружности в два раза больше ее радиуса.

3. С. 134, № 850 (письменно).

Лежат на окружности точки: D, В.

Лежат внутри круга точки: А, О, Е.

Не лежат на окружности точки: С, F, Е, А, О.

Лежат вне круга точки: F, С.

4. С. 134, № 852.

5. С. 134, № 853.

IV. Повторение изученного материала

С. 135, № 857 (устно).

— Прочитайте задачу.

— Как называется прибор, который показывает скорость?

— Рассмотрите спидометр.

— С какой максимальной скоростью может двигаться автомобиль?

— Посмотрите, чему равна цена одного деления.

— Как вы это узнали?

— С какой скоростью сейчас движется автомобиль?

— Ответьте на первый вопрос.

— Ответьте на второй вопрос.

— Какой ответ вы дали бы на третий вопрос?

V. Работа над задачей

1. С. 136, № 867.

— Что нужно вычислить для того, чтобы узнать, сколько потребуется краски?

— Что будем узнавать для того, чтобы ответить на второй вопрос задачи?

— Что сказано про расход краски?

— Как вы думаете, в каких единицах удобнее производить вычисления?

— Составьте план решения задачи.

— Решите задачу.

80 см = 8 дм

90 см = 9 дм

70 см = 7 дм

1) S = 8 ∙ 9 ∙ 2 + 9 ∙ 7 + 7 ∙ 8 ∙ 2 = 144 + 63 + 112 = 319 (дм2).

2) 319 ∙ 2 = 638 (дм2) — площадь под покраску.

3) 638 ∙ 2 = 1276 (г) = 1 кг 276 г — столько краски потребуется.

4) V = 8 ∙ 9 ∙ 7 = 504 (дм3) = 504 л.

2. С. 137, № 870.

— Что означает выражение “весы находятся в равновесии”?

— Что сказано про пустую банку?

— Каким способом будем решать задачу?

— Что обозначим через х?

Пусть масса пустой банки будет х.

Тогда масса варенья будет 4х.

Масса банки с вареньем равна х + 4х.

А по условию масса банки с вареньем 1 кг (1000 г).

Значит, можем составить уравнение:

х + 4х = 1000

5х = 1000

х = 1000 : 5

х = 200 (г) — масса пустой банки.

200 ∙ 4 = 800 (г) — масса варенья.

— Как иначе можно узнать массу варенья?

VI. Повторение изученного материала

С. 137, № 872 (работа в паре).

Проверка

VII. Рефлексия

— Что нового узнали сегодня на уроке?

— Расскажите, что вы запомнили.

Домашнее задание

С. 137, № 874, 875,878 (а, б).






Для любых предложений по сайту: [email protected]