Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Площадь. Формула площади прямоугольника - ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: актуализировать знания учащихся о площади, полученные в начальной школе; дать понятие равных фигур; продолжить работу над текстовыми задачами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Прочитайте.
3! 4! 5! 6!
2. Вычислите.
3! = 6
4! = 24
5! = 120
6! = 720
3. Вычислите периметр прямоугольника, если его стороны 6 см и 4 см; 8 см и 12 см; 9 м и 10 м.
4. Вычислите периметр треугольника, у которого все стороны равны 7 см, 10 см, 15 дм, 43 м.
5. Вычислите периметр квадрата со сторонами 4 м, 6 м, 11 м, 27 м.
III. Определение темы урока
— Разгадав кроссворд, вы узнаете тему нашего урока.
По горизонтали:
1) Сумма длин сторон геометрической фигуры. (Периметр.)
2) Инструмент для измерения длины отрезка. (Линейка.)
3) Правило, записанное с помощью букв. (Формула.)
4) Пройденный путь. (Расстояние.)
5) Арифметическое действие. (Деление.)
— Какое слово можно прочитать по вертикали? (Площадь.)
— Что же мы будем изучать сегодня на уроке?
IV. Работа по теме урока
— Расскажите, что вы помните о площади.
— В каких единицах измеряется площадь?
С. 108—109 (работа по статье учебника).
— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
(При изучении статьи учебника следует выделить и записать в тетрадь свойства площадей.)
Свойства площадей
1. Площади равных фигур равны.
2. Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.
3. Площадь квадрата равна квадрату его стороны: S = а2.
— Какие измерения надо провести, чтобы найти площадь прямоугольника?
— Запишите формулу площади прямоугольника. (S = ab.)
V. Выполнение упражнений
1. С. 109, № 709 (устно).
2. С. 110, № 711, 712 (устно).
3. С. 110, № 713 (устно).
4. С. 110, № 714 (устно), 715.
VI. Решение задач по теме урока
1. С. 11.0, № 717.
— Что известно, что неизвестно?
Длина
Ширина
Площадь
28 см
← ?, в 7 раз <
?
— Запишите формулу площади прямоугольника.
— Что нам нужно знать, чтобы вычислить площадь?
— Что сказано о ее ширине?
— Можно ли ее найти?
— Решите задачу.
1) 28 : 7 = 4 (см) — ширина прямоугольника.
2) S = 28 ∙ 4 = 112 (см2) — площадь прямоугольника.
2. С. 110, № 718.
— Что нужно знать, для того чтобы вычислить площадь?
— Что известно, а что нет?
— Что сказано про длину прямоугольника?
— Как ее найти?
— По какой формуле вычислим площадь прямоугольника?
— На какие фигуры отрезок КМ делит прямоугольник?
— Что вы можете сказать про эти треугольники? Докажите.
— Что нам известно про площади равных фигур?
— Как найти площадь треугольника?
— Решите задачу.
1) 26 + 14 = 40 (см) — длина двух сторон прямоугольника.
2) 26 ∙ 40 = 1040 (см2) — площадь прямоугольника.
3) 1040 : 2 = 520 (см2) — площадь треугольника.
VII. Учимся размышлять
С. 111, № 727.
VIII. Повторение изученного материала
С. 112, № 735 (1, 2).
— Что нужно узнать в задаче?
— Как найти время?
Скорость, v
Время, t
Расстояние, s
36 км/ч
?
144 км
72 км/ч
?
144 км
— Решите задачу.
1) 144 : 36 = 4 (ч) — ехал на автобусе.
2) 144 : 72 = 2 (ч) — ехал на автомобиле.
3) 4 + 2 = 6 (ч) — затратил на дорогу туда и обратно.
(Полезно обратить внимание учащихся на данные и спросить о том, можно ли задачу решить иначе.)
Скорость автобуса в 2 раза меньше, значит, времени на поездку в автобусе потрачено в 2 раза больше.
— Прочитайте вторую задачу.
— Сравните ее с первой.
— Сделайте вывод.
— Решите ее самостоятельно.
1) 378 : 27 = 14 (ч) — время по течению.
2) 378 : 21 = 18 (ч) — время против течения.
3) 14 + 18 = 32 (ч) — затрачено на путь туда и обратно.
IX. Повторение изученного материала
С. 112, № 736 (работа в паре).
Проверка
X. Рефлексия
— Определите свое настроение, поясните.
Домашнее задание
1. С. 112, № 737, 738; с. 113, № 745.
2. Выучить свойства площадей.