Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Формулы - ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Планируемые предметные результаты: знать единицы площадей и объемов; знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц измерения к другим в соответствии с условием задачи; выполнять вычисление площадей и объемов; знать и записывать основные формулы, применять формулы для решения геометрических задач.
Планируемые метапредметные результаты: анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию, моделировать с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль; доказывать и опровергать утверждения с помощью контрпримеров, классифицировать; исследовать задачи на вычисление площадей и объемов, составлять аналогичные; уметь сравнивать, выделять общее и особенное, делать выводы.
Планируемые личностные результаты: формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, умения работать в группе, команде, уважение мнения товарищей; формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта.
Урок 64. Формулы
Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с понятием “формула”; учить выполнять вычисления по формулам; продолжить работу над текстовыми задачами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Вычислите.
22, 52, 72, 82, 102, 202, 23, 33, 53, 103, 303.
2. Решите задачи.
1) Турист прошел 15 км со скоростью 5 км/ч. Сколько времени турист был в пути?
2) Скорость автомобиля 70 км/ч. Какое расстояние пройдет автомобиль за 4 ч?
3) Моторная лодка прошла расстояние 50 км за 2 ч. Найдите скорость моторной лодки.
4) Скорость автобуса 45 км/ч. Какое расстояние пройдет автобус за 4 ч?
5) Расстояние между городами 1400 км. Скорость самолета 700 км/ч. Сколько времени ему потребуется на перелет из одного города в другой?
III. Определение темы урока
— С какими величинами задачи мы решали?
— Вспомните, как найти расстояние, если известны скорость и время.
Это правило вы знаете давно. А сегодня на уроке мы запишем это правило в виде формулы. Узнаем, что такое формула, и научимся с ней работать.
IV. Работа по теме урока
Расстояние в математике обозначают латинской буквой s, скорость — буквой v, а время — буквой t.
— Попробуйте записать правило, о котором мы говорили, с помощью букв.
s = vt
— Сформулируйте, что мы записали этой формулой. (Правило, по которому находится расстояние.)
— Что такое формула? (Формулой называется запись какого-нибудь правила с помощью букв.)
— Проверим правильность нашего вывода.
V. Работа по учебнику
1. С. 103 (работа по статье учебника).
— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
2. С. 103, № 674 (интерактивное пособие).
3. С. 103, № 675.
t = 12ч
s = 240 км
s = vt
240 = 12v
12v = 240
v = 240 : 12
v = 20 (км/ч) — скорость движения.
Ответ: скорость движения 20 км/ч.
t = 5 с
s = 15 м
s = vt
15 = 5v
5v = 15
v = 15 : 5
v = 3 (м/с) — скорость движения.
Ответ: скорость движения 3 м/с.
4. С. 104, № 676 (работа в паре).
s = 64 км
v = 8 км/ч
s = vt
64 = 8t
8t = 64
t = 64 : 8
t = 8 (ч) — время движения.
Ответ: время движения 8 ч.
s = 132 км
v = 12 км/ч
s = vt
132 = 12t
12t = 132
t= 132 : 12
t = 11 (ч) — время движения.
Ответ: время движения 11 ч.
VI. Работа над задачами
1. С. 104, № 680 (интерактивное пособие).
Скорость, v
Время, t
Расстояние, s
50 км/ч
t
?
70 км/ч
t
?
— Запишите формулу.
s = 50t + 70t = 120t
120 км/ч — скорость, с которой поезда удаляются друг от друга.
2. С. 104, № 681 (работа в паре).
Проверка
Скорость, V
Время, t
Расстояние, s
60 км/ч
t
?
40 км/ч
t
?
60t — первый путь.
40t — второй путь.
600 - (60t + 40t) = 600 – 100t
100 км/ч — скорость сближения.
VII. Повторение изученного материала
1. С. 105, № 687 (устно).
2. С. 107, № 699 (1) (работа в паре).
Проверка
Пусть масса одной части будет x.
Тогда масса меди будет 41x.
Масса олова будет 8x.
Масса цинка будет х.
Олова меньше, чем меди, на 41х — 8х.
А по условию эта разность составляет 132 г.
Значит, можем составить уравнение:
41х — 8х = 132
33x = 132
x = 4 (г) — масса одной части.
41x + 8x + x = 50x.
50x = 4 ∙ 50 = 200 (г) — масса всего куска бронзы.
3. С. 106, № 693.
VIII. Самостоятельная работа
КИМы: проверочный тест 14 по теме “Умножение и деление натуральных чисел”.
IX. Рефлексия
— Какое новое знание вы приобрели на уроке?
Домашнее задание
С. 107, № 701, 704.