Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Уравнение - Урок 3 - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: продолжить работу над формированием умения решать уравнения и задачи способом составления уравнений; совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Определение темы урока
Сегодня мы продолжим учиться решать уравнения и задачи способом составления уравнения.
— Начнем работу с выполнения теста.
III. Самостоятельная работа
КИМы: проверочный тест 9 по теме “Сложение и вычитание натуральных чисел”.
IV. Устный счет
1. С. 63, № 382 (вычислите по цепочке).
2. Составьте уравнение по задаче.
(Задания на слайдах, учащиеся записывают уравнения в тетради.)
1) В книге 50 страниц. После того как Оля прочитала несколько страниц, ей осталось прочитать еще 17. Сколько страниц прочитала Оля? (50 - х = 17.)
2) На двух машинах вместе 32 т груза. На одной машине 18 т. Сколько груза на второй машине? (x + 18 = 32.)
3) В автобусе было несколько пассажиров. После того как на остановке вышли 8 человек, в автобусе осталось 37 пассажиров. Сколько пассажиров было в автобусе первоначально? (х - 8 = 37.)
4) Я задумала число. Если его увеличить на 21, то получится 90. Какое число я задумала? (х + 21 = 90.)
5) После того как скорость поезда уменьшилась на 12 км/ч, она стала равной 45 км/ч. Какой была скорость поезда первоначально? (х - 12 = 45.)
6) При уменьшении 76 на это число получилось 64. На сколько уменьшили число 76? (76 - х = 64.)
(Проверка полученных уравнений.)
3. Найдите корни полученных уравнений, работая в паре.
V. Работа над уравнениями
1. Решение уравнений с комментированием.
(х - 348) + 159 = 601
— Что неизвестно в уравнении?
— Как найти неизвестное слагаемое?
х - 348 = 601 - 159
х - 348 = 442
— Какой компонент неизвестен теперь?
— Как найти уменьшаемое?
х = 442 + 348
х = 790
Ответ: 790.
957 - (х + 336) = 428
х + 336 = 957 - 428
х + 336 = 529
х = 529 - 336
х = 193
Ответ: 193.
2. С. 61, № 376 (г, д, е) (самостоятельно).
(y - 35) + 12 = 32
у - 35 = 32 - 12
у - 35 = 20
у = 20 + 35
у = 55
Ответ: 55.
56 - (х + 12) = 24
х + 12 = 56 - 24
х + 12 = 32
х = 32 - 12
х = 20
Ответ: 20.
55 - (х - 15) = 30
х - 15 = 55 - 30
х - 15 = 25
х = 25 + 15
х = 40
Ответ: 40.
VI. Работа над задачами
1. С. 61, № 377 (а).
— Какие действия выполнил Витя с неизвестным числом?
— Что нужно узнать в задаче?
— Что следует обозначить буквой?
Пусть задуманное Витей число х.
После того как Витя прибавил 23, а потом еще 18, стало (х + 23) + 18.
А по условию получилось 52.
Значит, можем составить уравнение:
(x + 23) + 18 = 52
x + 23 = 52 - 18
x + 23 = 34
x = 34 - 23
x = 11
Ответ: Витя задумал число 11.
2. С. 61, №377 (б).
— Прочитайте задачу.
— Чем отличается эта задача от предыдущей?
— Решите ее самостоятельно.
Проверка
Пусть число, задуманное Машей, будет*.
После того как Маша прибавила к нему 14 и от полученной суммы отняла 12, у нее получилось (x + 14) - 12.
А по условию у нее получилось 75.
Значит, можем составить уравнение:
(х + 14) - 12 = 75
x + 14 = 75 + 12
x + 14 = 87
x = 87 - 14
x = 73
Ответ: Маша задумала число 73.
VII. Повторение изученного материала
— Вспомните, какие действия относятся к действиям первой ступени.
— Какие действия относятся к действиям второй ступени?
— В каком порядке следует выполнять действия в выражении без скобок?
— В каком порядке выполняются действия в выражениях со скобками?
С. 64, № 394 (работа в паре).
Проверка
34 ∙ 27 + 1638 : 39
34 ∙ 27 = 918
1638 : 39 = 42
918 + 42 = 960
Ответ: 960.
32 ∙ 37 - 3293 : 37
32 ∙ 37 = 1184
3293 : 37 = 89
1184 – 89 = 1095
Ответ: 1095.
(321 - 267) ∙ (361 - 215) : 219
321 - 267 = 54
361 – 215 = 146
54 ∙ 146 = 7884
7884 : 219 = 36
Ответ: 36.
(123 + 375) ∙ 24 : (212 - 129)
123 + 375 = 498
498 ∙ 24 = 11 952
212 - 129 = 83
11 952 : 83 = 144
Ответ: 144.
VIII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
— Как вы понимаете алгебраический способ решения?
— Что значит решить уравнение?
Домашнее задание
С. 65, № 398; с. 64, № 395 (г, д, е).