Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Натуральные числа (вводный урок) - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Планируемые предметные результаты: описывать свойства натурального ряда чисел, читать, записывать, сравнивать натуральные числа, упорядочивать их; определять место натурального числа на числовой оси; понимать именованные числа, использовать различные единицы измерения на практике.
Планируемые метапредметные результаты: анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию, моделировать с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль; доказывать и опровергать утверждения с помощью контрпримеров, классифицировать; исследовать простейшие числовые закономерности.
Планируемые личностные результаты: формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, умения работать в группе, команде, уважение мнения товарищей.
Урок 1. Натуральные числа (вводный урок)
Основная дидактическая цель урока: познакомить с новой учебной книгой, ее особенностями; систематизировать и обобщить знании о натуральных числах, полученные в начальной школе.
Ход урока
I. Организационный момент
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждет обязательно!
II. Знакомство с учебником
А поможет нам изучать эту трудную, но увлекательную науку наш главный помощник — учебник по математике.
— Посмотрите на новый учебник. Расскажите, какую информацию несет обложка.
— Прочитайте обращение авторов к пятиклассникам.
— Назовите основные мысли этой статьи.
— Какими качествами необходимо обладать для успешного изучения этого предмета?
— Прочитайте, с какими условными обозначениями мы встретимся на страницах учебника.
— Закройте учебник, сегодня мы к нему еще вернемся.
III. Работа по теме урока
На доске:
ВАЗА - 3191 ЖАЖДА - ?
ДЕД - 565 ЗВЕЗДА - ?
— Слова ВАЗА и ДЕД зашифрованы. Используя тот же шифр, зашифруйте слова ЖАЖДА и ЗВЕЗДА. (Цифра соответствует номеру буквы в алфавите.)
— Запишите все числа в одну строчку.
3191 565 81851 936 951
— Что можете сказать про эти числа?
— Какие цифры не были использованы при записи данных чисел? (0, 2, 4, 7.)
— Допишите в эту же строчку самое маленькое и самое большое четырехзначные числа этими же цифрами. (2047, 7420.)
— Прочитайте все записанные числа.
— Запишите их на следующей строчке в порядке возрастания. (565, 2047, 3191, 7420, 81 851, 936 951.)
— Какое из чисел может быть лишним, почему? (7420 — четное.)
С этими числами можно придумать другие задания, в этом нам поможет статья учебника.
IV. Работа по учебнику
— Прочитайте внимательно статью на с. 5—6 и приготовьтесь ответить на вопросы.
— Какое число не является натуральным?
— Как называется группа из трех цифр в записи числа, считая справа налево? (Класс.)
— Как называется место, занимаемое цифрой в записи числа? (Разряд.)
— Сколько разрядов в каждом классе? (Три.)
— Придумайте задание с нашими числами. (Разбить вторую строчку записанных чисел на классы, дать пояснение, определить количество разрядов в каждом числе.)
565 3191 81851
2047 7420 936951
— Замените каждое число суммой разрядных слагаемых.
565 = 500 + 60 + 5
2047 = 2000 + 40 + 7
3191 = 3000 + 100 + 90 + 1
7420 = 7000 + 400 + 20
81 851 = 80 000 + 1000 + 800 + 50 + 1
936 951 = 900 000 + 30 000 + 6000 + 900 + 50 + 1
V. Выполнение заданий
1. С. 6, № 1 (устно).
— Прочитайте числа. Что обозначает цифра 5 в записи каждого из этих чисел?
— Что обозначает цифра 0 в записи каждого из чисел?
2. С. 6, № 2 (возможна работа с интерактивным пособием).
— Какое задание дано?
— Подумайте, будут ли среди записанных чисел пятизначные.
— Почему?
— Запишите числа.
Проверка
903, 580, 3241,6543, 3950, 7008.
— На какие группы можно разделить эти числа? Почему? (На трехзначные и четырехзначные; на четные и нечетные; кратные и не кратные 5и 10.)
— Запишите в виде суммы разрядных слагаемых числа, в записи которых не используется цифра 0. (3241; 6543.)
С. 9, № 22 (работа в паре).
654 + 367 = 1021
947 - 469 = 478
258 ∙ 8 = 2064
987 : 7 = 141
3018 : 6 = 503
52 ∙ 23 - 77 = 1119
192 : 32 + 8 = 14
28 ∙ (319 - 273) = 1288
VI. Работа над задачей
С. 8, № 19.
— О чем говорится в задаче? (О двух комбайнерах.)
— Что известно?
— Что неизвестно?
— А что про второй сказано?
— Что значит на 46 т меньше? (Это столько же, но без 46.)
— Во сколько действий эта задача?
— Составьте план решения.
— Решите по действиям с пояснениями.
1) 231 - 46 = 185 (т) — намолотил второй комбайнер.
2) 231 + 185 = 416 (т) — намолотили оба комбайнера.
— Прочитайте ответ. (Оба комбайнера намолотили 416 т зерна.)
— Измените условие задачи так, чтобы первым действием было сложение. (Один комбайнер намолотил 231 т зерна, а второй — на 46 т больше. Сколько зерна намолотили оба комбайнера?)
— Решите новую задачу.
1) 231 + 46 = 277 (т) — намолотил первый комбайнер.
2) 231 + 277 = 508 (т) — намолотили оба комбайнера.
— Прочитайте ответ. (Оба комбайнера намолотит 508 т зерна.)
VII. Рефлексия
— Как называются числа, с которыми мы работали? (Натуральные.)
— Что вы запомнили? Расскажите.
— Что вызвало трудность?
Домашнее задание
С. 9, № 23, 28.