Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Сложение натуральных чисел и его свойства - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Планируемые предметные результаты: выполнять сложение и вычитание с натуральными числами, делать проверку вычислений; формулировать свойства арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения; знать и применять алгоритм действия сложения и вычитания; составлять буквенные выражения по условию задачи.
Планируемые метапредметные результаты: анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию, моделировать с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль; доказывать и опровергать утверждения с помощью контрпримеров, классифицировать; исследовать задачи на сложение и вычитание, составлять аналогичные; уметь сравнивать, выделять общее и особенное, делать выводы.
Планируемые личностные результаты: формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, умения работать в группе, команде, уважение мнения товарищей.
Урок 16. Сложение натуральных чисел и его свойства
Основная дидактическая цель урока: актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа. Определение темы урока
Математическое лото.
(На парту выдают карточку лото и полоски бумаги размером в одну ячейку карточки. Учитель читает примеры, а учащиеся закрывают на карточке соответствующие ответы. Работу можно проводить как в паре, так и индивидуально. По расположению закрытых ячеек учитель легко увидит вычисления каждого учащегося. Из оставшихся незакрытыми букв можно складывать слова, которые подскажут тему урока. Данная работа хороша тем, что карточку можно использовать в течение нескольких уроков.)
— Ребята, вы сможете прочитать тему урока, если правильно решите примеры и закроете ответы на своей карточке.
296
513
1000
499
С
3
М
Н
877
630
45
555
П
У
О
Т
40
8
90
4
М
Е
Ь
А
7
57
96
14
Р
И
Е
Р
1) Число 28 уменьшите в 4 раза.
2) Из числа 90 вычтите 82.
3) Число 500 увеличьте на 13.
4) Число 111 умножьте на 5.
5) Из числа 900 вычтите 23.
6) Число 114 разделите на 2.
7) Число 9 умножьте на 5.
8) Из числа 500 вычтите 1.
9) Число 42 разделите на 3.
10) Число 45 увеличьте в 2 раза.
11) Число 100 уменьшите на 4.
— Из оставшихся букв составьте слово. (Сумма.)
— Какое действие мы будем сегодня повторять?
III. Работа по теме урока
1. С. 33—34 (работа по статье учебника).
— Прочитайте статью и приготовьтесь отвечать на вопросы.
— Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете?
— Как называются компоненты действия сложения?
— Какие свойства сложения вы знаете?
— Где они используются?
2. На доске:
567 200 7 211 433
— Прочитайте числа.
— Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом. (567 + 433 = 1000.)
— Прочитайте пример всеми возможными способами.
— Придумайте задачу, чтобы она имела такое решение.
3. С. 35, № 188, 189 (работа в паре).
4. С. 35, № 190.
— Прочитайте первое выражение.
— Назовите в нем первое слагаемое.
— Отметьте первое слагаемое на числовом луче.
— Что значит прибавить 3?
— В какую сторону следует отложить три единичных отрезка? (Аналогично выполняется работа с другими выражениями.)
IV. Работа над задачами
1. С. 35, № 185.
— Прочитайте задачу.
— О чем говорится в задаче?
— Сколько малины собрала первая девочка?
— Что сказано про вторую девочку?
— Что значит на 300 г больше? (Это столько же и еще 300 г.)
— Можно ли узнать, сколько малины собрала вторая девочка?
— Можно ли теперь ответить на вопрос задачи?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 1 кг 250 г + 300 г = 1 кг 550 г — собрала вторая девочка.
2) 1 кг 250 г + 1 кг 550 г = 2 кг 800 г — собрали обе девочки вместе.
— Прочитайте внимательно вопрос.
— Что нужно сделать? (2 кг 800 г = 2800 г.)
— Внесите изменение в формулировку условия задачи так, чтобы решение осталось прежним. (Две девочки собирали в лесу малину. Первая девочка собрала 1 кг 250 г малины, что на 300 г меньше, чем собрала вторая. Сколько граммов малины собрат обе девочки вместе7)
2. С. 35, № 186 (работа в паре).
Проверка
1) 23 + 8 = 31 (кн.) — во второй пачке.
2) 31 + 6 = 37 (кн.) — в третьей пачке.
3) 23 + 31 + 37 = 91 (кн.) — в трех пачках вместе.
— Внесите изменение в формулировку условия задачи так, чтобы решение осталось прежним. (В одной пачке 23 книги, во второй на 8 книг больше, чем в первой, а в третьей пачке на 6 книг больше, чем во второй. Сколько книг в трех пачках вместе?)
V. Повторение изученного материала
С. 38, № 220.
— Расскажите, как сравнивать числа.
Проверка
375 < 383
123 > 103
3789 < 3798
VI. Выполнение заданий
— Сравните числа (работа в паре).
544 и 455
999 и 1000
6000 и 5999
678 и 768
3421 и 3241
VII. Самостоятельная работа
КИМы: проверочный тест 5 по теме “Сложение и вычитание натуральных чисел”.
VIII. Рефлексия
— Определите свое настроение после урока.
— Как называются числа при сложении?
— Может ли сумма быть равной слагаемому? (Да, если второе слагаемое нуль.)
Домашнее задание
С. 39, № 229; с. 41, № 239.