Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Сложение и вычитание обыкновенных дробей - ПОВТОРЕНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Основная дидактическая цель урока: учить складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями; продолжить работу над комбинаторными и текстовыми задачами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет. Определение темы урока
1. Решите примеры.
На доске:
— Прочитайте примеры и сформулируйте тему урока.
— Что нужно вспомнить, чтобы вычислить значения выражений?
— Расскажите, как складывают дроби с одинаковыми знаменателями.
— Как выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?
— Вычислите.
2. Решите задачи.
1) В первый день Ваня прочитал 1/7 часть всей книги, а во второй день — 2/7. Какую часть книги Ваня прочитал за два дня?
2) В магазин привезли яблоки. В первый день было продано 3/5 всего количества. Какая часть яблок осталась непроданной?
3) В первый раз электрик отрезал от мотка провода 1/12 часть всего количества, во второй раз — 3/12 всего количества. Какую часть провода электрик отрезал за два раза?
4) В первой корзине кг ягод, а во второй на 3/5 кг больше, чем в первой. Сколько ягод во второй корзине?
5) На базе было т моркови. В магазин отправили т моркови. Сколько тонн моркови осталось на базе?
6) На пошив пальто пошло 4,2 м ткани, а на пошив костюма — на 2,1 м меньше. Сколько ткани пошло на пошив костюма?
III. Работа по учебнику
С. 262, № 1726 (работа в паре).
Проверка
IV. Решение задач
1. С. 262, № 1729.
— Сколько костюмов сшила мастерская за месяц?
— Сколько костюмов сшили в первую неделю?
— Сколько костюмов сшили во вторую неделю?
— Что надо узнать в задаче?
— Можно ли узнать, сколько костюмов осталось сшить?
— Расскажите, как.
— Можем ли узнать, какую часть одно число составляет от другого?
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 7 + 11 = 18 (к.) — сшили за первую и вторую недели.
2) 38 — 18 = 20 (к.) — осталось сшить.
3) 18 : 38 = 18/38 — осталось сшить.
2. С. 262, № 1730.
— Прочитайте задачу.
— Сравните ее с предыдущей.
— Что заметили? (Задана аналогичная.)
— Решите самостоятельно.
Проверка
1) 12 + 8 = 20 (в.) — отгрузили за первую и вторую недели вместе.
2) 42 — 20 = 22 (в.) — осталось отгрузить.
3) 22 : 42 = 22/42 — осталось отгрузить.
3. С. 262, № 1731 (работа в паре).
Проверка
1) — такую часть периметра составляют две стороны.
2) 28 : 7 ∙ 11 = 44 (см) — периметр четырехугольника.
V. Геометрический материал
С. 270, № 1807 (устно).
— Какие фигуры называются равными?
— Найдите равные фигуры.
VI. Решение комбинаторной задачи
На доске (слайде):
У дрессировщика 7 львов, 5 тигров, 3 леопарда, 4 пумы. Для выступления ему нужно выбрать по одному хищнику каждого вида. Сколькими способами он может это сделать?
— Сколькими способами можно выбрать льва? (7.)
— Сколькими способами можно выбрать тигра, леопарда, пуму? (5, 3, 4.)
— Решите задачу. (7 ∙ 5 ∙ 3 ∙ 4 = 420.)
VII. Самостоятельная работа
1. Найдите значения выражений.
2. Решите уравнения.
VIII. Рефлексия
— Как вычитают дроби с одинаковыми знаменателями?
— Придумайте дробь, которая будет обозначать число больше половины.
Домашнее задание
С. 272, № 1821, 1824.