Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Сложение и вычитание десятичных дробей - Урок 4 - ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: продолжить работу по формированию навыка сложения и вычитания десятичных дробей; учить раскладывать десятичную дробь на разрядные единицы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа
1. Индивидуальная работа у доски.
Задание 1. Найдите значение выражения.
3,9 - 2,765 = 1,135
Задание 2. Найдите значение выражения.
8,6 + 134,475 = 143,075
Задание 3. Решите уравнение.
x - 0,75 = 13,4 (x = 14,15.)
2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).
1) Какая из точек находится правее на координатном луче?
A(0,7)
В(0,8)
2) Какая из точек находится левее на координатном луче?
С(1,4)
E(1,39)
3) Что можете сказать про точки?
A(7,3)
С(7,30)
O(7,3000)
4) Из 2 м ткани сшили 7 салфеток. Сколько ткани пошло на каждую салфетку? (3/7 м.)
5) В наборе 20 кубиков. 7 из них желтого цвета. Какая часть кубиков в наборе желтого цвета? (7/20.)
6) Рабочий должен отремонтировать 60 парт. 2/3 работы он уже выполнил. Сколько парт отремонтировал рабочий? (40 парт.)
3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.
III. Графический диктант
(Ответ “да” соответствует _, ответ “нет” — Λ.)
1) 0,2 + 0,3 = 0,5
2) 0,03 + 0,04 = 0,07
3) 0,81 + 1 = 0,82
4) 0,37 + 0,21 = 0,58
5) 0,12 + 0,4 = 0,16
6) 0,1 + 0,01 = 0,11
7) 0,76 + 0,2 = 0,96
8) 5 + 3,8 + 1,2 = 9,1
9) 0,8 + 0,7 + 0,2= 1,7
10) 3,5 + 4,5 = 8
Ключ: _ _ Λ _ Λ _ _ Λ _ _
IV. Определение темы урока
На доске:
439 6,34 7091 12,873
— Прочитайте числа.
— На какие две группы их можно разделить? (Натуральные числа и десятичные дроби.)
— Назовите разряды в записи натуральных чисел.
— Представьте каждое из натуральных чисел суммой разрядных слагаемых.
Сегодня на уроке мы продолжим работать с десятичными дробями. Будем учиться представлять десятичные дроби в виде суммы разрядных слагаемых, находить их место на координатном луче. Продолжим нашу работу над текстовыми задачами.
V. Работа по теме урока
1. Замените десятичные дроби суммой разрядных слагаемых.
6,34 = 6 + 0,3 + 0,04
12,873 = 10 + 2 + 0,8 + 0,07 + 0,003
436,084 = 400 + 30 + 6 + 0,08 + 0,004
87,4502 = 80 + 7 + 0,4 + 0,05 + 0,0002
7,98005 = 7 + 0,9 + 0,008 + 0,00005
0,569 = 0,5 + 0,06 + 0,009
7,608 = 7 + 0,6 + 0,008
2. С. 194, № 1231 (самостоятельно).
24,578 = 20 + 4 + 0,5 + 0,07 + 0,008
0,520001 = 0,5 + 0,02 + 0,000001
3. Запишите числа, в которых:
а) 5 десятков 1 единица 4 десятых 8 сотых (51,48);
б) 9 единиц 3 десятых и 9 тысячных (9,309);
в) 1 десяток 3 единицы 2 десятых 7 сотых (13,27);
г) 8 единиц 1 десятая 6 сотых 5 тысячных (8,165).
4. С. 194, № 1232 (самостоятельно).
Проверка
а) 15,379
б) 0,307
5. С. 194, № 1234.
6. С. 194, № 1235.
Проверка
А(5,3), В(5,8), С(6,2), D(6,6), К(6,8).
VI. Закрепление изученного материала
1. С. 193, № 1216.
— Прочитайте задачу.
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 13,8 + 4,7 = 18,5 (га) - вспахал второй тракторист.
2) 13,8 + 18,5 = 32,3 (га) - вспахали оба тракториста вместе.
2. С. 193, № 1224.
— Можем ли узнать длину пятого куска? Как?
— Длину какого куска еще можем узнать?
— Что теперь сможем найти?
— Длина какого куска нам еще неизвестна? Как ее найти?
— Можем ли теперь ответить на главный вопрос задачи?
— Решите задачу.
1) 7,8 — 3,7 = 4,1 (м) — длина пятого куска.
2) 7,8 + 1,3 = 9,1 (м) — длина третьего куска.
3) 9,1 — 2,3 = 6,8 (м) — длина первого куска.
4) 6,8 — 4,2 = 2,6 (м) — длина второго куска.
5) 4,1 + 9,1 + 6,8 + 2,6 + 7,8 = 30,4 (м) — длина всей веревки.
VII. Повторение изученного материала
С. 195, № 1238 (работа в паре).
VII. Рефлексия
— Назовите первые три разряда после запятой в десятичной дроби.
— Расскажите, как складывать и вычитать десятичные дроби.
Домашнее задание
С. 197, № 1259, 1264, 1265.