Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Сложение и вычитание десятичных дробей - ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: познакомить с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. За первый день бригада выполнила 1/5 недельной нормы, а за второй день — 2/5 недельной нормы. Какую часть недельной нормы выполнила бригада за два дня? (3/5.)
2. На долю первого звена хоккейной команды пришлось 2/3 всех заброшенных в игре шайб. Сколько всего шайб забросила команда, если первое звено забросило 8 шайб? (12.)
3. Маша прочитала 3/4 книги. Сколько страниц в книге, если Маша прочитала 240 страниц? (320.)
4. Длина первой веревки 3 м, а длина второй веревки 5 м. Каждую веревку разрезали на 14 равных частей. На сколько часть первой веревки короче части второй веревки? (На 2/14 м.)
5. Длина куска провода 12 м. Во время ремонта настольной лампы израсходовали 1/4 этого куска. Сколько метров провода осталось? (9 м.)
III. Самостоятельная работа
КИМы: проверочный тест 26 по теме “Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей”.
IV. Определение темы урока
На доске:
5,1 3,569
— Прочитайте числа.
— Какие задания с этими числами можно придумать? (Их можно сравнить, заменить смешанным числом, можно придумать с ними задачу.)
— Придумайте с этими числами такую задачу, чтобы она решалась сложением, вычитанием.
— Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу?
— Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
V. Работа по теме урока
1. С. 191—192 (работа по статье учебника).
— Прочитайте внимательно статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
2. С. 192, № 1213 (интерактивное пособие).
(Аналогично в столбик выполняются все примеры.)
3. С. 192, № 1214 (интерактивное пособие).
4. С. 192, № 1211.
1-й способ
3,2 + 2,63 = 5,83 (м) — столько метров ткани израсходовали на костюм и пальто вместе.
2-й способ
3,2 м = 320 см
2,63 м = 262 см
320 + 263 = 583 (см) — столько метров ткани израсходовали на костюм и пальто вместе.
— Какое решение более удобно?
5. С. 192, № 1212.
1-й способ
14,2 — 11,5 = 2,7 (ц) — на столько масса автомобиля “Волга” больше массы автомобиля “Нива”.
2-й способ
14,2 ц = 1420 кг
11,5 ц = 1150 кг
1420 — 1150 = 270 (кг) — на столько масса автомобиля “Волга” больше массы автомобиля “Нива”.
VI. Повторение изученного материала
С. 196, № 1253 (1) (работа в паре).
Проверка
Масса мешка
Количество мешков
Общая масса
Мука
?, в 2 раза > ↓
7 мешков
Всего погрузили 780 кг
Крупа
?
12 мешков
Пусть масса мешка с крупой будет х.
Тогда масса мешка с мукой будет 2х.
Масса 7 мешков с мукой 2х ∙ 7 = 14х.
Масса 12 мешков с крупой 12х.
Общая масса всего груза 12х + 14х.
А по условию общая масса 780 кг.
Значит, можем составить уравнение:
12х + 14х = 780
26х = 780
х = 780 : 26
х = 30 (кг) — масса мешка с крупой.
30 ∙ 2 = 60 (кг) — масса мешка с мукой.
Ответ: масса мешка с мукой 60 кг, а масса мешка с крупой 30 кг.
VII. Повторение изученного материала
С. 196, № 1251 (работа в паре).
Проверка
VIII. Рефлексия
— Расскажите об алгоритме выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.
Домашнее задание
С. 197, № 1255, 1257.