Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Сравнение десятичных дробей - ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с алгоритмом сравнения десятичных дробей; учить выполнять сравнение с опорой на алгоритм.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа
— Подключите свою смекалку, сообразительность и не забудьте про упорство в работе, и тогда вы легко справитесь с любыми самыми трудными задачами.
1. Полтрети числа равны 100. Чему равно целое число? (600.)
2. Половина половины равна 500. Чему равно целое? (2000.)
3. Четверка лошадей мчится со скоростью 16 км/ч. С какой скоростью едет ямщик, управляющий этой четверкой? (16 км/ч.)
4. Верна ли запись? Свой ответ поясните.
87 432 : 2 ∙ (77 — 77) ∙ (456 — 56 : 2) = 200. (Запись неверна, так как при умножении на нуль всегда получается нуль. В этом выражении достаточно увидеть, что (77 — 77).)
III. Самостоятельная работа
КИМы: проверочный тест 24 по теме “Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей”.
IV. Определение темы урока
На доске:
7,5 7,34 7,278 7,4
— Прочитайте дроби.
— Что вы можете о них сказать? (Это десятичные дроби, целая часть в этих дробях равна 7, дробная часть различная.)
— Расположите числа в порядке возрастания.
(Учитель записывает числа в том порядке, который предлагают учащиеся.)
— Итак, сформулируйте тему нашего урока.
V. Работа по теме урока
1. С. 185—186 (работа по статье учебника).
— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь ответить на вопросы.
2. С. 186, № 1172.
0,87 = 0,8700
0,541 = 0,54100.
35 = 35,000
8,40000 = 8,40
3. С. 186, № 1173.
Проверка
1,800; 13,540; 0,789.
4. С. 186, № 1174.
2,5000 = 2,5
3,02000 = 3,02
20,010 = 20,01
5. С. 186, № 1175 (интерактивное пособие).
6. С. 186, № 1176.
Проверка
0,453; 3,456; 3,465; 8,079; 8,149.
0,08; 0,037; 0,0091; 0,0082; 0,0044.
VI. Повторение изученного материала
С. 189, № 1196 (а, б).
— Как вы понимаете выражение “вниз по течению”? (Направление движения воды в реке и направление движения теплохода совпадают.)
— Если при движении вниз по течению теплоход выключит собственную скорость, с какой скоростью он будет двигаться? (Со скоростью течения.)
— Из чего же будет складываться скорость катера при движении вниз по течению? (Собственная скорость катера + скорость течения.)
— Решите задачу.
— Прочитайте ответ. (Теплоход движется вниз по течению реки со скоростью 25 км/ч.)
— Прочитайте вторую задачу.
— В чем ее отличие от первой?
— Как вы понимаете выражение “вверх по течению”? (Направления скоростей не совпадают.)
— Что будет происходить с собственной скоростью моторной лодки? (Скорость течения будет мешать движению лодки.)
— Как решать задачу в этом случае?
— Решите задачу.
— Прочитайте ответ. (Вверх по течению реки лодка идет со скоростью 11 км/ч.)
Вывод
— Как найти собственную скорость, если известны скорость по течению и скорость течения реки?
— Как узнать скорость течения, если известны скорость по течению и собственная скорость?
— Как найти собственную скорость, если известны скорость против течения и скорость течения?
— Решите задачу.
Скорость катера по течению 38 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. Найдите собственную скорость катера и скорость против течения.
Проверка
1) 38 — 3 = 35 (км/ч) — скорость катера в стоячей воде.
2) 35 — 3 = 32 (км/ч) — скорость катера против течения.
VII. Самостоятельная работа
С. 189, № 1198 (самопроверка).
VIII. Рефлексия
— Расскажите об алгоритме сравнения десятичных дробей.
Домашнее задание
С. 189, № 1200; с. 190, № 1206.