Математика 5-6 классы - Элементы логики - Пособие для учителей - 2014 год
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ - РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Цель: научить учащихся решать олимпиадные задачи.
Основное содержание
- Знакомимся с основными типами олимпиадных задач.
- Изучаем основные подходы к решению олимпиадных задач.
- Учимся решать задачи таких типов:
- задачи на раскрашивание квадратов;
- задачи на расстановку чисел;
- задачи на разрезание фигур;
- задачи на конструкции;
- задачи на объединение и пересечение множеств;
- геометрические задачи;
- текстовые задачи.
Формы, методы и средства
Фронтальная и самостоятельная работа, соревнование в группах.
Проведение занятия
- Фронтально решаем задания рубрики “Подумаем вместе”.
- Предлагаем учащимся самостоятельно решить задачи рубрики “Проверь себя”.
В помощь учителю
Ответы и решения к заданиям
Задачи на раскрашивание квадратов
“Подумаем вместе”
1.
- а) нет, неверно; б) нет, не хватит трех цветов
3.
“Проверь себя”
1.
- Нельзя, так как общее количество клеток 25 не делится на 2, а каждая костяшка домино покрывает две клетки.
- Доказательство. Каждая костяшка домино покрывает одно белое и одно черное поле, а при вырезании, например, полей А1 и Н2 черных полей останется на два меньше, чем белых.
Задачи на расстановку чисел
“Подумаем вместе”
- а) нельзя;
б) можно.
“Проверь себя”
Закрепление изученного
“Проверь себя”
1.
- Решение. Пусть x — количество городов. Тогда составляем уравнения:
а) x ∙ 4 : 2 = 30,
x = 15;
б) x ∙ 4 : 2 = 100,
x = 50;
в) x ∙ 4 : 2 = 2002,
x = 1001.
Ответ: а) да, в государстве — 15 городов;
б) да, в государстве — 50 городов;
в) да, в государстве — 1001 город.
- Решение. Предположим, что можно. Так как все числа в таблице нечетные, то сумма пяти нечетных чисел будет нечетной. Поскольку число 50 является четным, то получили противоречие.
Ответ: нельзя.
4.
Задачи на разрезание фигур
“Подумаем вместе”
- Ответ: 3, 6, 9, 18.
“Проверь себя”
- Решение. S□ = 20 ∙ 20 = 400 (см2);
12 + 22 + ... + 102 = 385 (см2) < 400 (см2);
12 + 22 + ... + 92 + 112 = 406 (см2) > 400 (см2).
Ответ: нельзя.
- Ответ:
Задачи на конструкции
“Подумаем вместе”
- Частей должно быть не менее двух. С другой стороны, прямоугольник 4x9 можно разрезать на две части, из которых составляется квадрат 6x6. В самом деле, разрежем прямоугольник 4x9 на две части так, как показано на рисунке. Из этих двух частей легко составить квадрат 6x6.
Ответ: на 2 части.
2.
- Доказательство. Квадрат можно разрезать на n = 6, n = 7, n = 8 меньших квадратов:
Известно, что если квадрат можно разрезать на n квадратов, то его можно разрезать на n + 3 квадратов. Действительно, для этого нужно сначала разрезать квадрат на n меньших квадратов, а затем какой-либо один квадрат из получившихся разрезать на четыре квадрата, как показано на рисунке:
Поэтому квадрат можно разрезать на n = m + 3l квадратов (где m = 6, 7, 8, а l — любое натуральное число), т. е. на любое число квадратов, большее 5.
“Проверь себя”
- Решение. За первый ход переставим в обратном порядке первые шесть цифр, получим 6, 5, 4, 9, 8, 7, 1, 2, 3. Затем в получившемся наборе переставим в обратном порядке последние шесть цифр, получим 6, 5, 4, 3, 2, 1, 7, 8, 9. Далее в этой последовательности переставим первые шесть цифр, получим 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
- Решение. Прибавляем к каждому числу первой строки единицу. Эту операцию повторяем еще 11 раз (всего 12 раз прибавляем единицы к каждому числу первой строки). Первая строка теперь выглядит точно так же, как и последняя. 8 раз прибавляем единицы ко второй строке и 4 раза — к третьей. Теперь в каждом столбце у нас одинаковые числа.
Из первого столбца 12 раз вычитаем единицы, из второго — 8, а из третьего — 4.
Ответ: можно.
- Ответ: можно. Например, 50, 100, 49, 99, 48, 98, 47, 97, ..., 1, 51.
- -8, +13, -8, -8, +13, -8, начиная с 13-го этажа, и попадешь на 8-й этаж.
Задачи на объединение и пересечение множеств
“Подумаем вместе”
- А U В = {2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 12}, А П В = {6}.
- Пересечением множества целых чисел с множеством положительных чисел является множество натуральных чисел.
- Объединение множества положительных четных чисел и множества положительных нечетных чисел есть, очевидно, множество натуральных чисел.
- Решение. Сначала заметим, что из 30 человек не умеют петь 30 - 17 = 13 (чел.).
Все они умеют танцевать, так как по условию каждый ученик класса поет или танцует. Всего умеют танцевать 19 человек, из них 13 не умеют петь, значит, танцевать и петь одновременно умеют 19 - 13 = 6 (чел.).
Ответ: 6.
- Решение. В этой задаче три множества, из условий задачи видно, что все они пересекаются между собой. Получаем такой чертеж:
Учитывая условие, что среди ребят, которые назвали мультфильм “Волк и теленок”, пятеро выбрали сразу два мультфильма, получаем:
21 - 3 - 6 - 1 = 11 (чел.) — выбрали только “Белоснежку и семь гномов”.
13 - 3 - 1 - 2 = 7 (чел.) — смотрят только “Волк и теленок”.
Получаем:
38 - (11 + 3 + 1 + 6 + 2 + 7) = 8 (чел.) — смотрят только “Губка Боб Квадратные Штаны”.
Делаем вывод, что “Губка Боб Квадратные Штаны” выбрали 8 + 2 + 1 + 6 = 17 (чел.). Ответ: 17.
- Решение. Учитывая условия задачи, чертеж будет таков:
Так как Гарри Поттер всего прочитал 11 книг, из них 4 книги читал Рон и 2 книги — Гермиона, то 11 - 4 - 2 = 5 (кн.) — прочитал только Гарри. Следовательно,
26 - 7 - 2 - 5 - 4 = 8 (кн.) — прочитал только Рон.
Ответ: 8.
“Проверь себя”
- Решение. Изобразим множества следующим образом:
70 - (6 + 8 + 10 + 3 + 13 + 6 + 5) = 19 (чел.) — не поют, не увлекаются спортом, не занимаются в драмкружке. Только спортом заняты 5 человек.
Ответ: 19 и 5.
- Решение.
Всеми тремя спортивными снарядами владеют три человека, значит, в общую часть кругов вписываем число 3. На скейтборде и на роликах умеют кататься 10 человек, а 3 из них катаются еще и на сноуборде.
Следовательно, кататься только на скейтборде и на роликах умеют 10 - 3 = 7 (чел.). Аналогично получаем, что только на скейтборде и на сноуборде умеют кататься 8 - 3 = 5 (чел.), а только на сноуборде и на роликах — 5 - 3 = 2 (чел.). Внесем эти данные в соответствующие части. Определим теперь, сколько человек умеет кататься только на одном спортивном снаряде. Кататься на сноуборде умеют 30 человек, но 5 + 3 + 2 = 10 из них владеют и другими снарядами, следовательно, только на сноуборде умеют кататься 20 ребят. Аналогично получаем, что только на скейтборде умеют кататься 13 ребят, а только на роликах — 30 ребят. Таким образом, 20 + 13 + 30 + 5 + 7 + 2 + 3 = 80 (чел.) умеют кататься хотя бы на одном спортивном снаряде. По условию задачи всего 100 ребят. Следовательно, 20 человек не умеют кататься ни на одном спортивном снаряде.
Ответ: 20.
Геометрические задачи
“Подумаем вместе”
- Решение. Наклонять до тех пор, пока не увидим точку дна. В стакане останется ровно половина.
- Решение. Это могло получиться, если в первом случае разрезы не пересекались, а во втором — пересеклись. Например, если в первом случае они были параллельны друг другу, а во втором — перпендикулярны.
- Решение. Необходимо сначала положить один за другим три кирпича, а затем убрать тот, который лежит посередине, и измерить расстояние между соответствующими вершинами двух оставшихся кирпичей.
- Решение. Если постараться, из арбуза можно вырезать кусок в виде столбика, идущего сквозь весь арбуз. У этого куска будут две корки, соединенные арбузной мякотью. Когда его съедят, останется две корки. А оставшуюся часть арбуза можно как угодно разрезать на три части, от них останется еще три корки.
5.
- Решение.
Больше будет закрытая часть, так как S1 = S2, S3 = S4.
Текстовые задачи
“Подумаем вместе”
- Решение. Пусть сегодня половина озера покрылась цветами. Через сколько дней покроется все озеро? Завтра. И это будет 20-й день.
Ответ: за 19 дней.
- Решение. Поскольку кузнечик вернулся в исходную точку, количество прыжков влево равно количеству прыжков вправо, поэтому общее количество прыжков четно.
- Решение. Из двух сцепленных шестеренок одна вращается по часовой стрелке, а другая — против. Тогда первая и девятая шестеренки вращаются в одну сторону и сцепленными быть не могут. А сцепленные по кругу шестеренки могут вращаться, только если их количество четно.
- Решение. Каждый тройник, занимая одну розетку, располагает тремя розетками. Значит, можно считать, что использование одного тройника прибавляет к имеющимся пяти розеткам еще две. Поэтому, независимо от порядка включения тройников, число электроприборов, которые можно будет включить в сеть, составит 5 + 13 ∙ 2 = 31.
Ответ: 31.
- Решение. В комплекте домино существует 7 костей с пятеркой: 5—пусто, 5—1, 5—2, 5—3, 5—4, 5—5, 5—6. А всего пятерок 8 (4 пары). По правилам игры можно класть рядом только кости с одинаковыми числами, т. е. цепочка состоит из пар одинаковых чисел. Значит, если на одном конце оказалась пятерка, то на другом конце может быть только “парная” ей пятерка.
- Решение. Запись (22, 14, 12) → (8, 28, 12) означает, что из первой кучки переложили во вторую 14 орехов. Тогда все решения запишем так:
(22, 14, 12) → (8, 28, 12) → (8, 16, 24) → (16, 16, 16).
7.
7-литровый сосуд |
0 |
5 |
5 |
7 |
0 |
3 |
3 |
7 |
0 |
1 |
1 |
6 |
5-литровый сосуд |
5 |
0 |
5 |
3 |
3 |
0 |
5 |
1 |
1 |
0 |
5 |
0 |
“Проверь себя”
- Решение. Составим таблицу переливаний:
3-литровый сосуд |
0 |
3 |
2 |
2 |
3 |
5-литровый сосуд |
5 |
2 |
0 |
5 |
4 |
- Решение. Составим таблицу:
9-литровый сосуд |
0 |
9 |
0 |
2 |
2 |
9 |
0 |
4 |
4 |
9 |
0 |
6 |
6 |
9 |
0 |
8 |
8 |
9 |
11-литровый сосуд |
11 |
2 |
2 |
0 |
11 |
4 |
4 |
0 |
11 |
6 |
6 |
0 |
11 |
8 |
8 |
0 |
11 |
10 |
- Решение. Составим таблицу:
4-литровое ведро |
0 |
4 |
0 |
4 |
0 |
1 |
1 |
4 |
0 |
9-литровое ведро |
9 |
5 |
5 |
1 |
1 |
0 |
9 |
6 |
6 |
- Решение. Составим таблицу:
9-литровый сосуд |
9 |
4 |
1 |
4 |
5-литровый сосуд |
0 |
5 |
5 |
5 |
3-литровый сосуд |
0 |
0 |
3 |
0 |
На предпоследнем этапе переливаний в 9-литровом сосуде содержится 1 л воды, а на последнем этапе в 9-литровом сосуде — 4 л воды.
- Решение. Составим таблицу:
6-ведерный бочонок |
4 |
4 |
6 |
2 |
2 |
5 |
3-ведерный бочонок |
0 |
3 |
1 |
1 |
3 |
0 |
7-ведерный бочонок |
6 |
3 |
3 |
7 |
5 |
5 |
Олимпиада по математике
“Проверь себя”
- Ответ: не может.
Если произведение нечетное, то каждое из чисел должно быть нечетным, а в сумме они должны давать 98. Но сумма 19 нечетных чисел всегда нечетная, и поэтому не может быть равна 98. Следовательно, произведение этих чисел не может быть нечетным числом.
- Решение. Соединяем концы ленты и делим ее на две равные части. Повторяем эту операцию еще три раза. Лента разделилась на 16 частей, каждая длиной 144 : 16 = 9 (см). Осталось отрезать от ленты три такие части: 9 ∙ 3 = 27 (см).
- Решение.
- Ответ: 10 клеток.
- Решение. Пусть 735 учащихся будут “зайцами”. Тогда “клетками” будут дни года, их 366. Так как 366 ∙ 2 = 732 > 735, то по принципу Дирихле найдется как минимум три ученика, которые отмечают день своего рождения в один и тот же день.
- Ответ: 1.
Решение.
a |
b |
c |
d |
Заметим вначале следующее. Пусть какой-либо прямоугольник разбит на четыре меньших прямоугольника с периметрами a, b, c и d. Тогда сумма a + d равна сумме b + c, поскольку и первая, и вторая суммы равны периметру большого прямоугольника.
Вследствие установленного правила:
6 - х |
4 |
7 - x |
2 |
х |
3 |
7 - x |
5 |
8 - х |
По условию периметр х — натуральное число, отличное от 2, 3, 4 и 5.
Кроме того, х < 6. Значит, единственно возможное значение х = 1.