Математика 1 класс - Поурочные разработки
ОТРЕЗКИ И ДУГИ
Цели: ввести понятия “отрезок” и “дуга”; рассмотреть общие и отличительные признаки отрезка и дуги; учить изображать геометрические фигуры; развивать умение анализировать и сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Задание на развитие внимания.
– Рассмотрите рисунки на карточках.
– Как вы думаете, что из этого можно нарисовать в виде одной линии?
2. Задачи в стихах.
По дороге два мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними еще четыре идут,
Сколько они найдут?
(Нисколько.)
Потеряла Золушка башмачок,
Прибежала с праздника – и молчок.
Стали ей потерянный примерять.
Сколько же у Золушки их опять?
(Два.)
3. Задание на развитие внимания и умения сравнивать.
– Соедините стрелками фигуры одинаковой формы.
– Чем отличаются данные фигуры? (Размером и цветом.)
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунок на доске:
а) б)
– Как называется первая линия? (Прямая.)
– Как называется вторая линия? (Кривая.)
– Что объединяет данные линии? (На каждой линии поставлены по две точки.)
– Как называется часть прямой линии, заключенная между двумя точками? (Отрезок.)
– Как называется часть кривой линии, заключенная между двумя точками? (Дуга.)
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 16–17).
Задание № 1 (с. 16).
– Рассмотрите рисунок, прочитайте диалог Миши и Маши.
– Что такое отрезок? (Часть прямой)
– Что есть у отрезка? (У отрезка есть концы.)
– Покажите соседу по парте отрезок и точки, которые являются концами отрезка. Сосед должен показать прямую.
Задание № 2 (с. 16).
– Покажите на рисунке отрезок. Как Маша и Миша его получили? (Маша и Миша держат концы веревки, которую они натянули. Они получили отрезок.)
Задание № 3 (с. 16).
Учащиеся выполняют работу в тетради.
Задание № 4 (с. 17).
– Что изображено на рисунке? (Радуга, деревянная дуга, кот стал дугой, веревочка у Маши и Миши висит дугой.)
– Как можно построить на чертеже дугу?
ДУГА – часть какой-либо другой кривой линии.
Задание № 5 (с. 17).
Это задание направлено на закрепление геометрических понятий “отрезок”, “дуга”. Учащиеся чертят в тетради отрезок и дугу.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите.
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
V. Работа в печатной тетради № 1 (с. 9, 10).
Задание № 1.
Чертеж:
– Сравните дугу и кривую линию.
Задание № 2.
Чертеж:
– Чем похожи полученные чертежи?
– Чем отличается отрезок от прямой линии?
Задание № 3.
– Прочитайте полученное на чертеже слово.
– Назовите основные признаки отрезка.
– Обведите отрезки красным карандашом.
– Как называются оставшиеся элементы букв в математике? (Дуги.)
– Обведите дуги синим карандашом.
синий
красный
красный +
+ синий
красный
синий
красный
красный
Физкультминутка
VI. Работа в тетради: “Графический диктант”.
Задание направлено на развитие мелкой моторики пальцев рук учащихся и умение ориентироваться в тетради.
Человек.
3 клетки вправо, 1 вниз, 1 вправо,
1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз,
3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вниз,
1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,
3 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз,
3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх,
1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх,
3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх,
1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите признаки отрезков.
– Назовите признаки дуг.