Тренировочный тест к разделу 3 «Россия в XIX в.» - Россия в ХІХ в.

История универсальный справочник - подготовка к ЕГЭ

Тренировочный тест к разделу 3 «Россия в XIX в.» - Россия в ХІХ в.

Часть 1

А1

1

2

3

4

А1. Когда началось строительство Транссибирской железной дороги?

1) в 1888 г.

2) в 1889 г.

3) в 1890 г.

4) в 1891 г.

А2

1

2

3

4

А2. Кто возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?

1) И. В. Васильчиков

2) М. М. Сперанский

3) А. X. Бенкендорф

4) К. В. Нессельроде

А3

1

2

3

4

А3. Что не относится к положениям «теории официальной народности»?

1) народность

2) православие

3) самодержавие

4) соборность

А4

1

2

3

4

А4. Что относилось к содержанию Адрианопольского мирного договора?

1) отречение от власти турецкого султана

2) предоставление автономии Болгарии

3) переход к России устья Дуная

4) перемирие в Кавказской войне

А5

1

2

3

4

А5. Когда был принят указ о вольных хлебопашцах?

1) в 1801 г.

2) в 1803 г.

3) в 1805 г

4) в 1807 г.

А6

1

2

3

4

А6. Как называется художественный стиль позднего классицизма?

1) кубизм

2) сентиментализм

3) ампир

4) рококо

А7

1

2

3

4

А7. Что относится к положениям реформы 1861 г.?

A) порядок предоставления земли крестьянам определялся декретами о наделах

Б) крестьяне объявлялись юридически свободными

B) для крестьян, не подчинявшихся проведению реформы, вводились телесные наказания

Г) для решения проблемы малоземелья было увеличено количество рекрутов-крестьян, взятых в армию

Д) крестьяне наделялись землей

Е) для проведения реформы учреждалась должность мировых посредников Укажите правильный ответ.

1) АБВ

2) АГЕ

3) БДЕ

4) ВДЕ

А8

1

2

3

4

А8. Что характеризовало политику России в Средней Азии?

1) русско-английский вооруженный конфликт в Туркмении

2) вывод русских войск с территории Бухарского эмирата

3) подчинение России Хивинского ханства

4) постройка железной дороги Москва—Ташкент

А9

1

2

3

4

А9. Что относилось к результатам реформы государственных крестьян, предпринятой в период правления Николая I?

1) создание коллективных хозяйств

2) запрет выращивать картофель

3) создание в государственной деревне текстильных предприятий

4) введение крестьянского самоуправления

А10

1

2

3

4

А10. Прочтите фрагмент научного труда. Отметьте, о каком городе идет в нем речь.

«5-го числа с ранней зари до позднего вечера, 12 часов, продолжалось сражение под стенами, на стенах и за стенами города. Русские не уступали ни на шаг; дрались как львы. Французы, или лучше сказать поляки, в бешеном исступлении лезли на стены, ломились в ворота, бросались на валы и в бесчисленных рядах теснились около города по ту сторону Днепра. Наконец, утомленный противоборством наших, Наполеон приказал жечь город, которого никак не мог взять грудью...».

1) Смоленск

2) Рига

3) Москва

4) Киев

А11

1

2

3

4

А11. Когда был подписан Айгунский договор России с Китаем?

1) в 1816 г.

2) в 1835 г.

3) в 1843 г.

4) в 1858 г.

А12

1

2

3

4

А12. Какую должность занимал П. Д. Киселев?

1) министр внутренних дел

2) министр государственных имуществ

3) министр иностранных дел

4) военный министр

А13

1

2

3

4

А13. Скульптор И. П. Мартос был автором памятника

1) Александру Невскому

2) Кириллу и Мефодию

3) Минину и Пожарскому

4) Владимиру Мономаху

А14

1

2

3

4

А14. С каким пунктом соединила Петербург первая в России железная дорога?

1) с Казанью

2) с Ревелем

3) с Царским Селом

4) с Гатчиной

А15

1

2

3

4

А15. В результате судебной реформы, проведенной при Александре II, в России

1) были введены суды для дворян

2) был ликвидирован Сенат

3) был введен суд присяжных

4) отменялась смертная казнь

А16

1

2

3

4

А16. Какие картины принадлежат кисти И. Е. Репина?

A) «Явление Христа народу»

Б) «Иван Грозный и сын его Иван»

B) «Бурлаки на Волге»

Г) «Последний день Помпеи»

Д) «Арест пропагандиста»

Е) «Девочка с персиками»

Укажите верный ответ.

1) АГЕ 2) АБД 3) БВД 4) ВДЕ

А17

1

2

3

4

А17. О каком явлении говорится в тексте?

«Интенсификация системы производства стала проявляться и в обрабатывающей промышленности, причем главным полем ее применения оказалась не кустарная изба, а фабрика. Раньше всего применены были машины в области хлопчатобумажного производства, и в 40-х гг. техника русской хлопчатобумажной промышленности стояла уже высоко. Ниже стоял технический уровень суконной промышленности, и совсем слабо развивалась в смысле приемов обработки железоделательная промышленность».

1) последствия финансовой реформы

2) привлечение иностранного капитала в Россию

3) начало промышленного переворота

4) аграрное перенаселение

А18

1

2

3

4

А18. Какое из названных событий произошло раньше остальных?

1) создание кружка петрашевцев

2) сражение под Аустерлицем

3) оборона русскими войсками Шипкинского перевала

4) создание Союза благоденствия

А19

1

2

3

4

A19. Что такое «имамат»?

1) призыв к войне с немусульманами

2) денежная единица на Кавказе

3) государство горских народов

4) боевое подразделение горцев

А20

1

2

3

4

A20. Что относится к последствиям учреждения военных поселений?

1) ликвидация рекрутских наборов

2) восстания военных поселян

3) массовые просьбы солдат о переводе в военные поселения

4) создание в поселениях выборных органов местного самоуправления

А21

1

2

3

4

А20 1 2 3 4


А20. Что относится к последствиям учреждения военных поселений?

1) ликвидация рекрутских наборов

2) восстания военных поселян

3) массовые просьбы солдат о переводе в военные поселения

4) создание в поселениях выборных органов местного самоуправления


224 Тренировочный тест к разделу 3


А21. Что явилось причиной поражения России в Крымской войне?

1) отставание в развитии экономики от стран Западной Европы

2) резкий рост военной мощи Османской империи

3) тяжелое военное поражение России в Закавказье

4) проведение плохо подготовленной военной реформы

А22

1

2

3

4

А22. Какие сооружения были построены в Петербурге по проектам архитектора К. И. Росси?

A) Петергофский (Балтийский) вокзал Б) Александринский театр

B) Михайловский дворец (Русский музей)

Г) Горный институт

Д) здание Главного штаба

Е) Мраморный дворец

Укажите правильный ответ.

1)АГЕ 2) БВД 3) АБД 4) ВДЕ

А23

1

2

3

4

А23. Кто был автором реформы, о которой говорится в тексте?

«И вот в июне 1839 г. был издан закон, который устанавливал, что отныне как во всех расчетах казны с населением, так и во всех коммерческих сделках счет должен вестись на серебро. Серебряный рубль объявлен был главной монетой, ассигнации хотя и сохранили свое значение ходячей монеты, но курс их был определен раз и навсегда в 350 коп. за рубль».

1) А. Г. Строганов

2) Е. Ф. Канкрин

3) В. С. Ланской

4) Ф. А. Голубцов

А24

1

2

3

4

А24. В каком году была проведена городская реформа?

1) в 1860 г.

2) в 1865 г.

3) в 1870 г.

4) в 1875 г.

А25

1

2

3

4

А25. О какой реформе идет речь в тексте?

«Председательство в уездном собрании было передано уездному предводителю дворянства, в губернском — губернскому, «если государю не угодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо». Зато председателей уездной и губернской управ предоставлено было выбирать самим собраниям».

1) о крестьянской

2) о земской

3) о военной

4) о реформе просвещения

А26

1

2

3

4

А26. Какой ряд дат связан с русско-турецкими войнами?

1) 1877 г., 1878 г. 3) 1875 г., 1876 г.

2) 1801 г., 1802 г. 4) 1840 г., 1841 г.

А27

1

2

3

4

А27. Участники Северного и Южного тайных обществ ставили перед собой задачу

1) введения основ социализма

2) восстановления Земского собора и Боярской думы

3) создания общероссийской либеральной партии

4) ликвидации самодержавия

А28

1

2

3

4

А28. Что было одним из проявлений консервативной внутренней политики Александра III?

1) учреждение должности земских участковых начальников

2) запрет неправославному населению менять место жительства

3) создание консервативной партии

4) ликвидация земств

А29

1

2

3

4

А29. Что явилось следствием политики Александра I в области образования?

1) открытие университета в Петербурге

2) введение всеобщего начального образования в городах

3) закрытие университета в Москве

4) открытие во всех губернских городах педагогических институтов

А30

1

2

3

4

А30. Что было характерно для российской экономики в пореформенный период?

A) появление новых промышленных районов Б) рост численности пролетариата

B) упадок тяжелой промышленности

Г) отказ от привлечения иностранных капиталов

Д) регулярная закупка хлеба за границей

Е) активное железнодорожное строительство

Укажите правильный ответ.

1) АБВ 2) АБЕ 3) БВГ 4) БВД

А31

1

2

3

4

А31. Укажите имя исторического деятеля, о котором идет речь в тексте.

«Хотя обе его первые большие марксистские работы «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» безусловно носили программный характер, возвещая о рождении нового, социал-демократического направления в русской революционной мысли, это не снимало с повестки дня вопроса о подготовке специального программного документа группы «Освобождение труда». За выполнение этой ответственной задачи он и взялся, составив в 1883— 1885 гг. целых три проекта программы группы «Освобождение труда».

1) М. А. Бакунин

2) Г. В. Плеханов

3) А. И. Желябов

4) С. Г. Нечаев

А32

1

2

3

4

А32. Какой указ был принят в 1842 г.?

1) о запрете революционных кружков

2) об амнистии декабристам

3) об инвентарной реформе

4) об обязанных крестьянах


Часть 2


В1

В1. Расположите в хронологической последовательности события начального периода Отечественной войны 1812 г.

A) Бородинское сражение

Б) назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армией

B) переправа армии Наполеона через Неман

Г) Смоленское сражение

В2

В2. Соотнесите территории, присоединенные к России, с событиями, связанными с этими приобретениями.

ТЕРРИТОРИИ

A) Финляндия

Б) Бессарабия

B) часть Дагестана, Северный Азербайджан

Г) Польша

СОБЫТИЯ

1) решение Венского конгресса

2) русско-иранская война 1826—1828 гг.

3) русско-иранская война 1804—1813 гг.

4) русско-шведская война 1808—1809 гг.

5) русско-турецкая война 1806—1812 гг

                                                                               

А

Б

В

Г





    

Тренировочный тест к разделу 3


227



А

Б

В

Г






В3

В3. Напишите, о каком императоре идет речь в работе историка.

«...первым делом, которое ему пришлось ликвидировать, была Крымская война. Все силы и помыслы правительства и общества были направлены на окончание тяжелой войны и заключение мира, к чему дали, наконец, возможность кое-какие успехи русских войск на Кавказе и в особенности стойкость их в Севастополе».

Ответ:

В4

В4. Установите соответствие между понятиями и определениями.

ПОНЯТИЯ

A) «Органический статут»

Б) черта оседлости

B) инвентари

Г) общинный социализм

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) теория переустройства общества на базе традиционного крестьянского хозяйства

2) запретительные меры в отношении еврейского населения

3) опись крестьянских повинностей

4) регламентация административного устройства польских земель

5) меры, направленные на расширение железнодорожного строительства

В5

В5. Прочтите фрагмент научного труда. Напишите, в каком городе находился университет, о котором идет речь в тексте.

«В университете мыслящее и стремящееся к умственному и нравственному развитию студенчество группировалось около двух центральных кружков — Станкевича и Герцена. Кружок Станкевича состоял из лиц, интересовавшихся главным образом вопросами этики и философии... Кружок Герцена состоял из лиц, стремившихся главным образом к разрешению политических и социальных проблем».

Ответ:


В6

В6. Установите соответствие между именами политических деятелей и их характеристиками.

ДЕЯТЕЛИ

A) М. Т. Лорис-Меликов

Б) Н. И. Кибальчич

B) Н. Н. Муравьев-Амурский

Г) М. Д. Скобелев

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) член исполнительного комитета «Народной воли»

2) дипломат, исследователь Дальнего Востока

3) начальник Верховной распорядительной комиссии

4) генерал, отличившийся при завоевании Средней Азии и в русско-турецкой войне

5) министр иностранных дел

А

Б

В

Г






В7

В7. Напишите имя автора картины, о которой идет речь в тексте.

«В том же году, в котором царской цензурой была снята с выставки картина «Сельский крестный ход на Пасхе», он написал небольшое полотно «Чаепитие в Мытищах» (1862). Две фигуры, два мира противостоят друг другу в этой картине: монах и инвалид-солдат. Один — разжиревший от праздной жизни, другой — нищий. Без ноги, слепой, с мальчиком-поводырем, инвалид просит милостыню. Перед нами, быть может, один из героев Севастопольской обороны. Ему выдали медаль за храбрость и пустили на произвол судьбы, бродить по белу свету».

Ответ:

В8

В8. Установите соответствие между именами композиторов и названиями их произведений.

КОМПОЗИТОРЫ

A) М. П. Мусоргский

Б) П. И. Чайковский

B) А. П. Бородин

Г) Н. А. Римский-Корсаков

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) балет «Лебединое озеро»

2) опера «Князь Игорь»

3) опера «Снегурочка»

4) опера «Хованщина»

5) опера «Жизнь за царя

А

Б

В

Г






В9

В9. Прочитайте отрывок из труда историка и напишите, о ком говорится в тексте.

«Его «Философическое письмо», принадлежащее к целой серии писем, не предназначалось для печати и было написано к частному лицу по частному случаю. Однако он читал эти письма своим знакомым, и Надеждин, издатель «Телескопа», выпросил их у него для печати. Но появление первого же из них произвело впечатление внезапно разорвавшейся бомбы. Оно являлось самым резким и смелым протестом против той системы «официальной народности», которая незадолго перед тем была провозглашена правительством».

Ответ:

В10

В10. Какие три события имеют отношение к преобразованиям Александра I?

1) учреждение министерств

2) отмена крепостного права на Украине

3) принятие нового свода законов

4) учреждение Государственного совета

5) запрет на создание военных поселений

6) дарование Конституции Царству Польскому

В11

В11. Расположите события в хронологической последовательности.

A) восстание декабристов

Б) заключение Тильзитского мира

B) Синопское сражение

Г) Морозовская стачка


Часть 3


Фрагмент статьи юриста М. П. Чубинского

«В области сравнительно менее важных дел, которые были переданы в ведение мирового суда, по справедливому определению одного из современников, не было раньше не только тени правосудия, но даже понятия о возможности правосудия. Значительная часть этих дел находилась в руках полиции; народ боялся ее и избегал настолько, что по ревизиям книги для записи разбирательств даже в полицейских участках столиц неизменно оказывались совершенно чистыми, а самое разбирательство, когда оно происходило, давало картины взяток, грубой брани, произвольных арестов, побоев — словом, всего, чего угодно, кроме правосудия. С изумлением народ увидел новых мировых судей, доступных, чуждых формализма, вежливых и со всеми одинаково ровных в обращении. Первые приговоры произвели сенсацию в народе, и деятельность мирового института быстро стала ломать вековое недоверие народа к суду, сопряженное с воспринятыми на опыте понятиями о том, что привилегированный свободно может бить и обижать непривилегированного, что богатый всегда может откупиться, какое бы безобразие он ни учинил и как бы ни обидел бедного и т. п. Мировой в глазах народа стал чрезвычайно популярен; народ валом повалил в камеры, и послышались новые речи: «теперь все равны», «теперь драться не велят», «вот мировой тебе покажет».

Словом, если новые суды быстро привились у нас и приобрели громадное доверие общества, то значительная доля заслуги в этом, бесспорно, принадлежит мировому институту».

С1. О какой реформе говорится в документе? В каком году она проводилась? Кто в это время был императором?

С2. Укажите не менее трех положений, способствовавших тому, что мировые суды стали вызывать доверие у населения страны.

С3. Назовите не менее трех реформ, проводившихся в эту же эпоху.

С4. Какие задачи ставили перед собой народники в 1860—1880-х гг.? Укажите не менее трех задач. Какие конкретные действия были направлены на решение этих задач? Укажите не менее трех фактов.

С5. Ниже изложены две точки зрения на личность и политику императора Николая I.

1. Николай I был ограниченным солдафоном, не подготовленным к роли руководителя государства. Он проводил реакционную политику, время его правления стало своего рода «темным пятном» в истории страны.

2. Николай I страстно желал процветания России. Не обладая выдающимися способностями, он без устали работал для того, чтобы добиться перемен к лучшему. Его правление отмечено как успехами, так и неудачами.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале сентября 1812 г. на военном совете в Филях по настоянию главнокомандующего русскими войсками М. И. Кутузова было решено оставить Москву. Вскоре в нее вступил Наполеон. Императору французов казалось, что война уже почти выиграна. Получилось, однако, наоборот. Каковы были причины победы России в войне? Назовите не менее двух причин. Какие события в ходе Отечественной войны 1812 г. произошли после вступления армии Наполеона в Москву? Назовите не менее трех событий.

С7. Сравните экономику России в конце XVIII в. и в середине XIX в. (общее состояние экономической системы, особенности рынка труда, промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и проч.).

Укажите, что было общим (не менее двух положений), а что различным (не менее двух положений).

Общее

Различия




















Для любых предложений по сайту: [email protected]