Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года - Сергей Федорович Платонов
Народное просвещение - Время императора Александра II Освободителя (1855–1881) - Эпоха великих реформ
§ 165. Народное просвещение. В самом начале своего царствования император Александр II отменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в последние годы императора Николая I (§ 151). Преподавание в университетах получило больше свободы; комплекты студентов были уничтожены; мало того, был открыт доступ в университеты вольнослушателям. В 1863 году дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетских должностных лиц и заведовал хозяйством университета; попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета. Но учащиеся в университете студенты рассматривались как отдельные посетители, не имеющие права на корпоративное устройство. Такое положение учащихся давало им поводы к неудовольствию и "студенческим беспорядкам", составлявшим одно из частых и печальных явлений той эпохи.
Министром народного просвещения графом Д. А. Толстым проведена была и реформа средней школы. В начале царствования императора Александра II (при министре А. В. Головнине) доступ в гимназии был открыт для детей "всех состояний, без различия звания и вероисповедания". Самые гимназии были двоякого типа: классические (с древними языками) и реальные (без древних языков, с преобладанием естествознания). Граф Толстой (поддерживаемый известным в то время публицистом Катковым) находил, что реальное образование есть "одна из важных причин так сильно охватившего наше учащееся юношество материализма, нигилизма и самого пагубного самомнения". Средством борьбы с этим злом министр считал установление строго классической системы образования в гимназиях. В 1871 году он составил новый устав гимназий, одобренный государем. Классическая гимназия сделана была единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, питомцы которой одни имели право поступления в университеты. Реальные гимназии были заменены "реальными училищами"; цель их была в том, чтобы доставлять учащемуся юношеству всех состояний общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний. Реформою графа Толстого было создано полное преобладание классической школы в государстве.
Одновременно с реформою мужской средней школы шли мероприятия в области женского образования. До времени императора Александра II для девиц существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. С конца 50‑х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Сначала эти гимназии основывались в ведомстве учреждений императрицы Марии, а затем и в ведомстве министерства народного просвещения. Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного звания, стали открываться женские епархиальные училища с соответствующим курсом. Таким образом в царствование императора Александра II дело женского образования было поставлено широко. Естественно рождалась мысль о возможности и высшего образования для женщин[145].
В университетских городах стали возникать по частному почину высшие женские курсы, и таким образом вопрос о высшем образовании женщин получил успешное разрешение.
В отношении низшего, начального или народного, образования в царствование императора Александра II достигнуты были большие результаты. Создан был, кроме старого типа начальных народных училищ – церковно-приходских школ, новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земства. Для приготовления учителей в начальные школы как министерство народного просвещения, так и земства устраивали "учительские семинары". Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ она стояла еще на низком уровне.