Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года - Сергей Федорович Платонов
Воспитание и характер императора Александра I - Время императора Александра I Благословенного (1801–1825) - Преобладание задач внешней политики над задачами внутреннего управления
§ 141. Воспитание и характер императора Александра I. Император Александр I родился в 1777 году и был воспитан императрицею Екатериною, которая так же отобрала его от родителей, как у нее самой когда‑то отобрала сына Павла императрица Елизавета. Воспитывая Александра, Екатерина восхищалась им, находя внука красивым и даровитым мальчиком. Она звала малютку "мой Александр", прочила его себе в наследники и мечтала воспитать и образовать его в своем духе и направлении. Она назначила к нему попечителем генерала Н. И. Салтыкова, а главным наставником Александра сделала швейцарского гражданина Фридриха-Цезаря Лагарпа. Как физическое, так и умственное воспитание Александра шло по "наставлениям", написанным самою Екатериною, и было строго согласовано с либеральными идеями века. Лагарп должен был воспитывать своего питомца "по законам разума и в принципе добродетели". Он умел войти в дружбу с Александром и приобрел его привязанность на всю жизнь. Сам убежденный либерал и республиканец, Лагарп воспитывал в Александре наклонность к политической свободе и к равенству и отвращение от деспотизма. В то же время Александр, следуя за новыми литературными веяниями, усваивал сентиментальные вкусы и отличался чрезвычайною мягкостью манер и обращения. Его доброта, веселость, вежливость и обходительность прельщали всех. Казалось, что жизнь молодого великого князя была полна счастья и радости.
Между тем он в глубине души не мог не чувствовать себя несчастным. Положение его между бабушкою и отцом было очень тяжело. Екатерина готовила в Александре прямого себе преемника и против его воли делала Александра соперником отцу его Павлу. Она и не скрывала от Александра своей холодности к Павлу Петровичу. В то же время Павел как бы ревновал Александра к Екатерине и требовал от сына сочувствия к себе. Александр хотел сохранить расположение как отца, так и бабушки, и с обоими держался одинаково любовно, скрывая свои истинные мысли и чувства, являясь обоим всегда одинаково преданным и любящим. В нем выработалась поэтому привычка при всяких обстоятельствах превосходно владеть собою и прятать свое внутреннее настроение под видом внешней любезности и довольства. От многих получил он поэтому название "очаровательного сфинкса": его обаянию нельзя было не поддаться, но его истинные чувства нельзя было знать.