ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ
Культурная революция - Становление и развитие советской государственности (1917 - середина 1980-х годов)
Перепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 миллиона неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности явилась одной из основных в государственной политике народного образования. В 1923 г. было организовано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» во главе с М. И. Калининым. На средства общества содержались тысячи пунктов или школ по ликвидации неграмотности (ликбезы). В 1925 г. в ликбезах обучалось почти 1,4 млн. взрослых. В результате, по переписи 1926 г., грамотность населения составила 51,5 %, в том числе по РСФСР - 55 %. Грамотность городского населения была выше - 76,3 %, чем сельского - 45,2 %. Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления в массах коммунистической идеологии. Вокруг перспектив развития школьного образования велись дискуссии между сторонниками политехнической и монотехнической (с ранней обязательной специализацией) систем школьного образования. К середине 20-х годов школьное образование в структурном отношении представляло собой сложную реальность: начальная 4-летняя школа (1-я ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа 2-й ступени (5-9-е классы) с профессиональными классами или без них.
В 20-е гг. возникла особая форма для подготовки рабочих к получению высшего образования, а потом и прямо высшего образования для рабочих - рабочие факультеты (рабфаки), которые вырастили первое поколение советской интеллигенции, политически идеологически лояльной к советской власти и правящей партии. Принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах (институтах, высших технических училищах) и университетах, удалению из университетов нелояльных к власти профессоров и преподавателей. Это вызывало серьезные конфликты, забастовки, протесты в студенческой и преподавательской среде. В начале 20-х гг. в качестве обязательных предметов были введены диалектический и исторический материализм, история пролетарской революции, история советского государства и права.
Различия в творческих позициях деятелей культуры нашли выражение в создании многочисленных групп и объединений. Одна из таких влиятельных литературных групп объединяла преимущественно прозаиков (К. А. Федин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин). Другая литературная группа - «Перевал» - была создана при журнале «Красная новь» и включала в себя таких писателей, как М. М. Пришвин, В. П. Катаев, А. А. Караваева, А. Г. Малышкин, П. А. Павленко. Группа выступала за сохранение преемственности традиций русской и мировой литературы, против «рационализма» и «конструктивизма».
В 1923 г. возникла Московская ассоциация пролетарских писателей, а с 1924 г. - Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), наиболее массовое литературное объединение 20-х гг. В его составе числилось множество кружков и местных объединений. Основными печатными органами были журнал «На посту» (1923), а затем «На литературном посту» (с 1925 г.). РАПП действовала с открыто классовых, пролетарских позиций. Рап- повцы претендовали на монополию в области литературного творчества, вели грубую полемику, насаждали идеологию в литературе.
В начале 20-х гг. лидирующее положение в литературной жизни и устойчивый интерес довольно широких кругов молодежи и взрослой читающей публики приобрела поэзия. Важной считалась «математизация» и «геометризация» стиля, т. е. форма поэтического произведения была автору и читателю значимей содержания. Впрочем, читатель чаще оказывался не читателем, а слушателем. Из-за нехватки бумаги распространение получила «устная» поэзия: литературные вечера, концерты, диспуты.
В 1922-1923 гг. в прозе наметился поворот в сторону большей конкретизации и индивидуализации образов, раскрытия отдельных сторон бытовой жизни героев. Стали появляться книги детективно-авантюрного и интимного содержания. Появилась и социальная проза, на страницах которой внимание автора и читателя привлекалось к морально-этическим конфликтам, порожденным преимущественно общественными процессами, прежде всего новой экономической политикой. Достаточно вспомнить произведения А. Тарасова-Родионова «Шоколад» (1922), Ю. Либединского «Неделя» (1922).
К середине 20-х гг. жанр романа стал лидирующим в литературе: М. Горький «Дело Артамоновых» (1925), А. А. Фадеев «Разгром» (1926) и др.
Со второй половины 20-х гг. массовый поток произведений стал терять своеобразие, наполняться штампами, однообразными сюжетными схемами, круг тем ограничивался. Сказалось, конечно, общее состояние общественной мысли: пришло время идеологии тоталитаризма.
Общество художников «4 искусства» (1924) сложилось на основе ранее существовавших объединений «Голубая роза», «Мир искусства». Безупречная профессиональная культура, верность традиции и одновременно смелые поиски характеризовали работы П. В. Кузнецова, М. С. Сарьяна, В. И. Мухиной и др.
В архитектуре период 20-х гг. характеризовался интенсивной разработкой проектов различного назначения зданий и сооружений: жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны, мосты, промышленные объекты. Широкое развитие получил архитектурный конструктивизм, основывающийся на так называемом производственном искусстве. В 1925 г. конструктивисты объединились в «Общество современных архитекторов» (ОСА), издавали журнал «Современная архитектура» во главе с братьями А. А. и В. А. Весниными и М. Я. Гинзбургом. Наибольшую известность получили конкурсные проекты братьев Весниных: Дворец труда в Москве (1923), здание газеты «Ленинградская правда» (1924).
В начале 20-х гг. продолжалась установка памятников, возводимых в связи с планом монументальной пропаганды. Разрабатывались проекты генерального плана реконструкции Москвы (под руководством А. В. Щусева и И. В. Жолтовского), Ленинграда (под руководством И. А. Фомина).
На сценах многих известных театров (МХАТ, Малый театр) наряду с классикой в 20-е гг. ставились пьесы новых драматургов на революционные темы. На развитие театра этого времени оказала влияние деятельность целой плеяды режиссеров: К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, А. Я. Таирова.
Со свертыванием новой экономической политики в годы первой пятилетки (19291933) тоталитарный политический режим получил новый импульс к развитию, что не могло не сказаться на всех без исключения сферах и проявлениях духовной жизни советского общества.
В 1926 г. 43 % людей в возрасте 9-49 лет и большинство населения старших возрастов были все еще неграмотны. К началу 30-х гг. в СССР насчитывалось 119 тыс. школ, имелось 1200 вузов и техникумов. В решениях съезда ВКП(б), Постановлениях ЦИК и Совнаркома СССР в июне - августе 1930 г. была поставлена задача «проведения всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидации неграмотности». В результате по Всесоюзной переписи населения 1939 г. процент грамотного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81, 2 (мужчин - 90,8, женщин - 72,6). В СССР к концу 30-х гг. действовало 152 тыс. школ. Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. В 1940 г. работало около 4600 вузов, к концу второй пятилетки Советский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов.
Были достигнуты значительные успехи в естественных и технических науках. В СССР к концу 1932 г. насчитывалось свыше 1150 научно-исследовательских институтов и их филиалов. Крупным достижением химической науки была разработка в 1928 г. С. В. Лебедевым оригинального метода получения синтетического каучука из этилового спирта. Открытие С.В. Лебедева, труды А. Е. Фаворского, Б. В. Бызова и других исследователей заложили научную основу новой отрасли промышленности - производства синтетического каучука. В 1928 г. был создан комитет по химизации народного хозяйства СССР при Совнаркоме СССР. Серьезные открытия были сделаны в ядерной физике: Д. В. Скобельцын разработал метод обнаружения космических лучей, Д. Д. Иваненко выдвинул теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов, А. Ф. Иоффе изобрел многопластиночный изолятор, Н. Н. Семенов успешно работал над изучением цепных реакций. Исследования К. Э. Циолковского создали приоритет СССР в разработке теоретических проблем освоения космоса: труды «Космическая ракета» (1927 г.), «Космические ракетные поезда» (1929 г.), «Реактивный аэроплан» (1930 г.). В 1930 г. был построен первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе. Его сконструировал Ф. А. Цандер.
В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) с 12 институтами. Президентом ее стал Н.И. Вавилов. В том же году создана Белорусская академия наук. К концу первой пятилетки организованы Уральский, Дальневосточный и Закавказский филиалы, Казахстанская и Таджикистанская базы АН СССР. К 1937 г. в стране имелось 867 научно-исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37 600 научных сотрудников. До своей смерти в 1936 г. продолжал исследования известный русский физиолог И. П. Павлов. Больших успехов добился селекционер И. В. Мичурин. Видную роль в развитии советской и мировой науки сыграли Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) (руководитель - Н. И. Вавилов).
Однако развитие советской науки тормозилось тоталитарным государственным режимом и репрессиями. Были репрессированы многие выдающиеся ученые, в том числе Н. И. Вавилов, С.П. Королев и др. Сформировался и получил широкое распространение тип лжеученого (такого, как Т. Д. Лысенко).
Скромными были достижения общественных наук, в основном служивших целям идеологического обоснования партийной политики.
Тоталитарный режим стал причиной складывающегося тяжелого положения в области литературы и искусства. В апреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял Постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которым совершенно ликвидировался относительный плюрализм периода нэпа в сфере художественного творчества. На смену многочисленным литературным группировкам шел единый Союз писателей СССР. Первый Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в 1934 г. Началась эпоха «социалистического реализма». Однако и в эти годы как в рамках господствующего литературного направления («социалистического реализма»), так и вне его создавались значительные произведения: «Тихий Дон» и первая часть «Поднятой целины» М. А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, стихи и поэмы А. А. Ахматовой, П. Н. Васильева, Н. А. Клюева, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, романы и повести М. Горького, Н. А. Островского, A. А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова. Многие из этих произведений получили известность много позже, спустя десятилетия.
Расцвет переживало советское кино: «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский» С.М. Эйзенштейна, «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» В. И. Пудовкина, «Арсенал», «Земля» А. П. Довженко, «Путевка в жизнь» Н. В. Экка, «Семеро смелых», «Комсомольск» С. А. Герасимова, «Веселые ребята», «Цирк» Г. В. Александрова, «Петр Первый» B. М. Петрова, «Чапаев» С. Д. и Г. Н. Васильевых, «Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана, трилогия о Максиме («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона») Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга, «Человек с ружьем» С. И. Юткевича, «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма.
В живописи и скульптуре заметный след оставили А. А. Дейнека, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, П. П. Кончаловский, Ю. И. Пименов, В. И. Мухина, И. Д. Шадр, а в музыке - Б. В. Асафьев, Р. М. Глиер, Ю. А. Шапорин, Д. Д. Шостакович и др.