Культура России в конце XIX - начале XX века - Россия в конце XIX - начале XX в.

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Культура России в конце XIX - начале XX века - Россия в конце XIX - начале XX в.

Рост индустрии сохранял устойчивый спрос на образованных людей, однако уровень образования изменился незначительно: перепись населения 1897 г. зафиксировала 21 грамотного человека на 100 жителей империи, в 1917 г. этот показатель составил 30 человек на 100 жителей. Постепенно росло число начальных школ: в 1894 г. - 32 тыс., в 1906 г. – уже 92,5 тыс. школ. Результатом революционных потрясений 1905-1907 гг. стала определенная демократизация высшей школы: были разрешены выборы деканов и ректоров, деятельность студенческих организаций.

Большое значение в жизни российского общества приобрела периодическая печать. Освобождение (в ходе революции 1905 г.) печати от предварительной цензуры, постановка ее на коммерческую основу способствовали увеличению численности газет и журналов, росту их тиражей. В конце XIX в. существовало 105 ежедневных газет, а в 1912 г. издавалась 1131 газета на 24 языках. Крупнейшие издательства - И. Д. Сытина, А. С. Суворина, «Знание», выпускавшие дешевые книги, брошюры, альманахи, способствовали просвещению народа.

В российской науке появляются новые имена, прежде всего в гуманитарных дисциплинах философии, социологии, где начало нового века отмечено появлением ряда философских работ, авторы которых (С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Е. Н. Трубецкой, В. И. Вернадский, П. Б. Струве, Л. И. Шестов и др.) стремились осмыслить исторический путь и будущее России. В 1909 г. они издали сборник, посвященный русской интеллигенции, - «Вехи». Радикальное направление общественной мысли этих лет представлено работами Г. В. Плеханова и В. И. Ленина, разрабатывавших теории социалистической революции и нового общества с широким самоуправлением народа.

Достижения в исторической науке связаны с именами В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова, Н. П. Павлова-Сильванского, А. С. Лаппо-Данилевского, А. Е. Преснякова, А. А. Шахматова.

Развитие естествознания проходило в русле мировой науки, чему способствовали постоянные контакты российских ученых с западными коллегами, стажировки в заграничных университетах, публикации совместных трудов, симпозиумы, конференции. Среди наиболее известных естествоиспытателей тех лет яркой фигурой был В. И. Вернадский (1863-1945) - энциклопедист, один из основателей геохимии, создатель учения о биосфере и ноосфере - сфере планетарного разума. В 1903 г. была опубликована работа создателя теории ракетного движения, учителя калужской гимназии К. Э. Циолковского (1875-1935) «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Существенное значение имели работы Н. Е. Жуковского (1847-1921) и И. И. Сикорского (1889-1972) в самолетостроении, И. П. Павлова (1849-1936) и И. М. Сеченова (1829-1905) в области медицины и физиологии.

Развитие литературы было во многом обусловлено и шло в русле традиций русской классической литературы XIX в., живым олицетворением которой был граф Л.Н. Толстой. Последний период жизни Л.Н. Толстого связан с дальнейшим развитием его социально-философских и этических принципов. Русская литература представлена именами А. П. Чехова, М. Горького (А. М. Пешкова), В. Г. Короленко, А. И. Куприна, И. А. Бунина и др.

Начало XX в. было временем расцвета русской поэзии, временем появления ярких творческих индивидуальностей, исповедовавших различные этические и эстетические взгляды, принадлежавших к разным направлениям (символизм, футуризм, акмеизм и др.). Это - К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, С. А. Есенин, И. Северянин (И. В. Лотарев), Н. Я. Гумилев, А. А. Ахматова, М. А. Волошин и др.

В изобразительном искусстве существовали, с одной стороны, течения, связанные с традициями XIX в. (реалистическое направление - И. Е. Репин, «Товарищество передвижных выставок», А. М. и В. М. Васнецовы и др.), с другой - авангардистские направления, культивировавшие новые формы. Русский импрессионизм представлен работами В. А. Серова, И. Э. Грабаря, К. А. Коровина и др.

Заметную роль в развитии русского искусства сыграло художественное направление «Мир искусства». В 1897/1898 г. С.П. Дягилев организовал в Москве три выставки и, обеспечив направлению финансовую поддержку, приступил в декабре 1899 г. к изданию журнала «Мир искусства». Вокруг журнала объединились художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Б. М. Кустодиев и др.

В первые десятилетия XX в. российские художники-новаторы объединяли усилия для устройства местных выставок: в 1907 г. - «Голубая роза», где были представлены работы П. В. Кузнецова, М. С. Сарьяна, К. С. Петрова-Водкина, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой; в 1910 г. - «Бубновый валет», где свои произведения выставили П. П. Кончаловский, И. И. Машков, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, Д. Д. Бурлюк. Среди известных художников того времени К. С. Малевич, М. Шагал, В. Е. Татлин.

В архитектуре получил распространение новый стиль модерн, для которого характерно подчеркнуто функциональное оформление жилых и общественных зданий. Стиль этот предполагал использование фресок, мозаики, витражей, скульптуры, новых конструкций и материалов. Поиски были характерны и для неорусского стиля, ориентировавшегося на древнерусское и народное искусство.

XX век, едва начавшись, принес российской музыкальной культуре много замечательных имен. Внимание общественности было обращено к творчеству таких талантливых композиторов, как А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, С. С. Рахманинов, И. Ф. Стравинский.

Особой популярностью среди различных слоев городского населения пользовался появившийся на рубеже XIX-XX веков в России кинематограф. В 1908 г. была выпущена первая русская игровая «картина» (фильм) «Стенька Разин». К 1914 г. в стране действовало около тридцати фирм, выпустивших 300 кинокартин.






Для любых предложений по сайту: [email protected]