ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ
Восточные славяне на пути к государственности - Образование древнерусского государства
Природное окружение (лес, степь и реки), а также достаточно суровый климат оказали значительное влияние на весь ход «писаной» русской истории, которую, как правило, «ведут» с IXв.
Восточные славяне во второй половине I тыс. н. э. жили небольшими селениями, преимущественно по берегам рек и озер. В первую очередь речными бассейнами направлялось размещение всего населения. По сути, гидрографическим фактором определялось и политическое деление страны. Реки, будучи готовыми первыми дорогами, «рассеивали» население по своим ветвям. Однако взаимная близость речных бассейнов не позволяла группам населения обособляться друг от друга. Водные пути играли существенную роль в осуществлении государственного объединения страны.
Расселение восточнославянских племен по Восточноевропейской равнине видится современным историкам так:
• по среднему течению Днепра - поляне;
• к северу от полян, в окрестностях нынешнего Чернигова, по рекам Десна, Сейм и Сула - северяне;
• к северо-западу от полян, в лесистой местности на правобережье правого притока Днепра реки Припяти древляне;
• по Западной Двине - полочане;
• севернее древлян, между Припятью и Западной Двиной - дреговичи (от «дрягва» - болото);
• на реке Сож, левом притоке Днепра, севернее Десны - радимичи;
• по верхнему течению Днепра, в районе Смоленска и севернее, в верховьях Западной Двины и Волги - кривичи;
• на Ильмень-озере и по реке Волхов - ильменские словене;
• по рекам Оке и Москве - вятичи;
• на Западном Буге - бужане;
• на территории современной Украины, в ее западной части, - уличи, тиверцы, волыняне.
Поселения восточных славян тяготели к крупнейшим водным путям: Днепру, Западной Двине, Оке, Ильмень- озеру. В VIII-X вв. сложилось до полутора десятков крупнейших союзов племен. Племенные объединения состояли из нескольких отдельных племен, в свою очередь распадавшихся на роды. Последние делились на общины, в рассматриваемый период при оседлой жизни и занятии земледелием эволюционировавшие из родовых в соседские (семейные). Союзы племен, будучи этническими общностями, постепенно приобретали отдельные черты территориально-политических объединений. В частности, к IX в. внутри союзов племен уже хорошо прослеживались так называемые городовые области - новые административные единицы, сохранившиеся и развившиеся в государственный период. Уровень развития различных союзов племен мог быть неодинаков: одни племена подошли ближе к государственности, другие были еще далеки от нее. Примером такой неравномерности развития могут служить племенной союз полян, которому предстояло стать центром образующегося государства Киевская Русь, и племенной союз древлян, их непосредственных соседей. Форму общественных отношений в этих племенах и союзах племен в отечественной исторической литературе долгое время характеризовали как военную демократию.
Как орган племенной демократии народное вече известно большинству народов. Однако в Центральной и Западной Европе с образованием государств вечевые собрания потеряли политическое значение или прекратились вовсе. Решающая роль в политической жизни перешла к государственному аппарату и феодальной аристократии, опиравшимся на формирующиеся правовые институты, отличные от институтов, основанных на древнейшем, обычном праве (признаком государства является право писаное).
В древнерусском государстве от Волыни до Владимиро-Суздальской земли и от Киева до Новгорода народное вече продолжало играть важную, нередко определяющую роль в общественной жизни, воссоздавая и сохраняя нормы обычного права. Такое положение в некоторых землях сохранялось до XV в. включительно. Некоторые современные историки, в частности А. А. Горский, полагают, что уже в ходе расселения славян «происходила ломка племенной структуры, и осколки прежних племен, объединяясь в ходе миграций или уже на месте нового поселения, создавали новые общности, имевшие уже чисто территориальную», а не кровнородственную основу. А. А. Горский указывает на то, что «византийские авторы ... с VII столетия используют термин „славинии“ (от слова „славяне“), с указанием названия того или иного образования. ...Так, император Константин Багрянородный, составляя в середине Х столетия трактат „Об управлении империей“, писал ... о восточнославянских общностях, зависимых от киевских князей. ...Он определял их как „славинии древлян, дреговичей, кривичей, северян и прочих славян“». «Таким образом, - продолжает А.А. Горский, - славянские государства складывались не на племенной основе, а на основе переходной структуры, которая уже не являлась племенной, но еще не была государственной. Время, которое отпустила этой структуре история, было (для большинства славиний) небольшим. Так, по совокупности данных письменных источников и археологии, формирование известной по „Повести временных лет“ структуры восточной ветви славян можно датировать VIII - первой половиной IX века, а уже к концу X столетия все ее составляющие - славинии Восточной Европы - вошли в состав государства Русь».
Главным занятием восточных славян было земледелие, еще не пашенное, а подсечно-огневое и переложное. Подсечно-огневое земледелие получило распространение в лесной полосе. С осени деревья подрубали, они засыхали на корню, а ранней весной и сжигались. После этого земледельцы пни выкорчевывали, а землю, удобренную золой, рыхлили (без пахоты) и засевали. Урожай в первые годы порой доходил до сам-5, по мере истощения почвы с трудом удавалось получить вдвое больше посеянного (т. е. сам-2). Тогда участок переставали обрабатывать. На ранее использованный участок земледельцы возвращались через 25-30 лет. Переложное земледелие практиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золой удобрялась земля, рыхлилась и засевалась. Участки приходилось менять каждые 6-8 лет. Славяне занимались домашним скотоводством. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, а также бобров. Было распространено птицеводство. Важную роль играла охота, в том числе на пушного зверя (белку, куницу, соболя, горностая). Занимались бортничеством - собиранием меда диких пчел, рыболовством. К VIII-IX вв. быстро развивались ремесла: кузнечное, гончарное, столярное и др., а также торговля. Торговали мехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом в Византии. Основными торговыми путями Древней Руси к началу становления государственности были: Волжский торговый путь из Балтийского моря в Каспийское и путь «из варяг в греки» из Балтийского моря в Черное. Он начинался от реки Невы. Далее шел так: Ладожское озеро - река Волхов - Ильмень-озеро - река Ловать - волоки до притоков Днепра - река Днепр - Черное море. Преимущественно аграрный характер деятельности предопределил особенности верований восточных славян.
В XII в. неизвестным автором были составлены заметки о развитии языческих верований у древних славян - «Слово о том, как языческие народы поклонялись идолам и приносили им жертвы». В «Слове...» история славянских верований в дохристианский период разделена на три этапа: сначала славяне приносили жертвы упырям и берегиням, затем они начали «трапезу ставити» Роду и рожаницам. Наконец, в поздний период язычества они стали молиться Перуну и другим богам.
Упыри и берегини - это злые и добрые местные божества. Упыри называются в одном ряду с вампирами, оборотнями, русалками, лешими. Прослеживается связь представлений о «нечистой силе» с культом предков. Нередко упыри - покойники, умершие не своей смертью, непогребенные и мстящие за это живым. Они «обитали» в реках, колодцах, лесах. Христианские священники после крещения Руси долго еще обвиняли крестьян, что они «жрут [молятся] бесам и болотам и колодезям». Берегини были добрыми божествами. Покровителем рода считался предок - чур (или щур). Сохранившееся до XX в. присловье в детских играх «Чур, меня!» означает «Храни меня, предок!».
Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, связан с дальнейшим развитием родового строя и сельского хозяйства у восточных славян. В Роде одновременно олицетворялись силы плодородия земли и единство поколений людей.
Наиболее поздними языческими божествами явились Хорс и Даждьбог (божества солнца и плодородия), Велес (бог - защитник домашнего скота и торговли), Стрибог (бог ветра), Симаргл (божество подземного мира), Макошь (богиня, покровительствующая хозяйственной домашней деятельности, женщинам, деторождению). На стадии формирования княжеской власти на одно из первых мест в этом языческом пантеоне (собрании богов) выдвинулся Перун - бог грозы, грома, войны и оружия, покровитель князя и дружины. В конце Х в. началось массовое приобщение древнерусского населения к христианской религии.
Для начальной истории Руси характерно мирное совместное проживание славянских племенных объединений с финно-угорскими. Часть последних при расселении славян на север и восток Русской равнины отходила с насиженных мест ближе к Уралу, как коми, вотяки (удмурты), либо жила рядом со славянами, сохраняя свои язык и обычаи (мордва, зыряне), либо ассимилировалась славянами, «обрусевала», как меря, мещера, мурома.
Значительное влияние на развитие государственности у восточных славян оказали три соседних с нею государственных образования: Византия - преемница греческой и эллинистической культуры и государственно-правовой организации Римской империи, Хазарский каганат и молодое государственное образование, созданное в Скандинавии и по берегам Балтийского моря варягами (норманнами). Международная торговля по Днепру и Волге контролировалась в IX - Х вв. почти исключительно норманнами и хазарами соответственно.
В то же время русские князья стали использовать варягов на административной службе в начавшем складываться государственном аппарате, что имело далеко идущие последствия: взявши на себя защиту торговых путей, норманны скоро подчинили себе большие города, торговые округа, а в известном смысле и целые племена, собирая с них дань. До сих пор не вполне ясен механизм установления такой зависимости. Как бы то ни было, городовая область (иначе торговый округ), управляемая городом, названа в древнейшей русской летописи, «Повести временных лет» (XII в.), первой политической формой, другими словами, первой формой правления на Руси.
Большинство таких областей составили разные племена и их части. По существу, это было новое административное деление территории восточных славян. Так, Киевскую область составили поляне, древляне и южная часть дреговичей. В то же время племя северян распалось на две городовые области: Переяславльскую и Черниговскую. Однако в состав последней вошли еще часть радимичей и все вятичи, у которых не было значительных городов и которые не образовали особых областей.
В дальнейшем связанное с новыми процессами размывание прежних родовых и племенных связей облегчило складывание государственного единства.
Арабские хронисты ал-Истархи и ал-Балхи (X в.) называли три славянских объединения в VIII - начале IX в.: Куябу (Киевская земля), Славию (Новгородская земля) и Артанию. Одни историки склонны видеть в Артании Рязань, другие - Ростов Великий, третьи - Таманский полуостров. Возможно, эти объединения можно считать раннегосударственными образованиями, хотя сведений о них ничтожно мало.
В исторической науке по вопросу образования государства у восточных славян с XVIII в. кипят страсти. В 30-60-е гг. XVIII в. немецкие ученые Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской академии наук, попытались доказать, что древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением ее является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства управлять им. Против этой теории решительно выступил М.В. Ломоносов, которому императрица Елизавета Петровна поручила написать историю России. С тех пор борьба противников и сторонников норманнской теории не утихает. В то же время в современной науке существует единое мнение о том, что призвание варягов не являлось началом государственности на Руси. Государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества. Норманны находились на той же стадии развития. Скорее всего, враждующие племена призвали их как нейтральную силу, способную прекратить усобицы. Варяги не были связаны ни с одной из враждующих группировок и потому в равной степени устраивали всех. Варягов призывали на княжение, из чего следует, что племенные княжения у славян уже существовали.
Летопись сообщает, что в 862 г. ильменские словене, за которыми несколько позднее закрепилось наименование «новгородцы», изгнали варягов за море, но среди разноязыких племен (славянских, финно-угорских и, возможно, балтских) мира не было, и пришлось пригласить князя, «который бы владел и судил по праву». Пошли за море к варягам и пригласили трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в новом политическом и торгово-ремесленном центре, получившем название Новгорода, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске. После смерти братьев, сообщает летопись, Рюрик княжил один, а своим дружинникам отдал Полоцк, Ростов, Белоозеро.
В середине IX века среди предводителей викингов известен из западных источников тезка Рюрика - датский конунг Рерик. Некоторые историки говорят об их тождестве. По мнению А. А. Горского, такое тождество позволило бы объяснить, почему словене, кривичи и чудь пригласили в стоящийся Новгород именно этого конунга: ведь раньше здесь скорее всего имели дело со шведскими викингами, жившими в непосредственной близости к этому региону, «в силу этого естественно было призвать на княжение предводителя других викингов, датских. ... Среди словен, по-видимому, были выходцы из славинии ободритов, обитавших на южном побережье Балтики по соседству с датчагами; они и могли стать инициаторами приглашения Рерика».
Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним Игорем (сыном, племянником или воспитанником (?) Рюрика) повели племена по торговому пути «из варяг в греки». В походе участвовали весь, меря, варяги, словене, кривичи. В 882 г. был захвачен Киев. Момент объединения Олегом Киевского и Новгородского центров формирующегося древнерусского государства считается формальной датой образования государства Киевская Русь.
Вопросы для самопроверки
1. У каких греческих, римских, византийских, арабских авторов мы встречаем упоминания о славянах и их историческом окружении?
2. Что такое Великое переселение народов?
3. Каков был общественный строй восточных славян в VI-IX вв.?
4. Каковы особенности духовной культуры восточнославянских племен?