Инструкция по проверке и оценке выполнения работы - ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ

История - ЕГЭ

Инструкция по проверке и оценке выполнения работы - ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 баллов.


№задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

2

А10

3

А19

3

А2

3

А11

2

А20

2

А3

2

А12

4

А21

4

А4

4

А13

1

А22

2

А5

3

А14

3

А23

3

А6

3

А15

4

А24

4

А7

1

А16

3

А25

4

А8

2

А17

1

А26

2

А9

2

А18

2

А27

2


Часть 2

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов — букв или цифр.

За полный правильный ответ на задания В3, В7, В10, В13 ставится 2 балла, допущена одна ошибка — 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов.

Правильно выполненные задания В1, В2, В4, В5, В6, В8, В9, В11, В12, В14, В15 оцениваются 1 баллом, неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов.


№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

В1

ГБАВ

В9

236

В2

256

В10

5321

В3

2451

В11

Кино <или> кинематограф

В4

Меншиков

В12

236

В5

БВАГ

В13

4321

В6

126

В14

Горбачев

В7

3152

В15

ВБАГ

В8

славянофилы




Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом


Часть 3

За выполнение заданий С1-С3 ставится от 0 до 2 баллов; за задание С5 ставится от 0 до 3 баллов; за задания С4, С6, С7 ставится от 0 до 4 баллов; задание С7 оценивается по двум частям: С7.1 (общие характеристики) — от 0 до 2 баллов, С7.2 (различия) — от 0 до 2 баллов.

Если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «х».

С1. Какие события описаны в приведенном отрывке? Назовите время, когда они происходили.


Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

— Октябрьская революция (Октябрьский переворот)

— возможны оба определения, используемые в учебниках;

— 26 октября — начало ноября 1917 г.


Названы 2 элемента ответа

2

Назван 1 любой элемент ответа

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

2


С2. Почему автор называет большевиков победителями? В силу каких обстоятельств эту победу, по мнению автора, нельзя было считать окончательной? Приведите в общей сложности не менее трех положений.


Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

1. Может быть указано, что большевики названы победителями, так как:

— в руках большевиков оказался весь Петроград со всеми его учреждениями;

— существовавшее до этого правительство (Временное правительство) было свергнуто и заключено в Петропавловскую крепость;

— военная сила была на стороне большевиков.

2. Победу, по мнению автора, нельзя было считать окончательной из-за того, что:

— большевики захватили власть только в Петрограде;

— были возможны столкновения между сторонниками большевиков и частями, верными Керенскому;

— в Москве проходили уличные сражения между большевиками и частью правительственных войск, юнкерами;

— Петроградская Дума вела борьбу против большевиков.


Названы 3 или более элемента

2

Названы 1-2 любых элемента

1

Все элементы названы неверно

0

Максимальный балл

2


С3. Какую из сторон, участвовавших в событиях, поддерживает автор? Что свидетельствует о его отношении? Приведите в общей сложности не менее трех положений.


Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

1. Могут быть высказаны разные суждения, в целом анализ текста дает основание считать, что автор относится к выступлению большевиков отрицательно, поддерживает свергнутую большевиками власть.

2. При аргументации высказанного суждения могут быть отмечены, например, следующие положения, содержащиеся в тексте:

— выступление большевиков названо переворотом;

— автор говорит об общем неверии в победу большевиков;

— особое внимание уделено действиям антибольшевистских сил;

— приводится оценка Петроградской Думы как демократического представительного органа, противостоявшего большевикам


Приведены общее суждение и 2 или более положений в качестве аргументов

2

Приведены общее суждение и 1 аргумент

1

Все элементы названы неверно

0

Максимальный балл

2

С4. Каковы были основные итоги деятельности великого князя Ивана III в области государственного строительства? Назовите территории, присоединенные к Московскому княжеству в XV — первой четверти XVI в. Приведите в общей сложности не менее четырех положений.


Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1. Могут быть названы следующие итоги деятельности Ивана III:

— в его правление в основном завершено объединение русских земель в единое государство;

— Русь добилась независимости от Золотой Орды;

— создана общерусская система управления;

— создан общегосударственный свод законов — Судебник

2. В числе территорий, присоединенных к Московскому княжеству в XV — первой четверти XVI в., могут быть названы:

— Ростовское княжество;

— земли Великого Новгорода;

— Тверское княжество;

— Псков и его земли;

— Рязанское княжество;

— Смоленская земля

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 или более итогов деятельности Ивана III и 2 или более территорий

4

Названы 1 итог и 2 или более территорий

ИЛИ

названы 2 итога и 1 территория

3

Названы 2 любые верные положения

2

Верно названо 1 положение

1

Все элементы названы неверно

0

Максимальный балл

4


С5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на причины распада социалистической системы:

1. Перестройка в СССР вызвала распад социалистической системы, «восточного блока».

2. Распад социалистической системы имел объективные причины, связанные с политическими и экономическими противоречиями в развитии входивших в нее государств.

Какое из суждений вы считаете более предпочтительным? Приведите факты, положения, которые подтверждают вашу точку зрения (не менее трех положений).


Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

— перестройка в СССР стала примером для других стран, стимулом для их демократизации;

— провозгласив в период перестройки политику гласности, «нового мышления», М. С. Горбачев отказался от существовавшей ранее в СССР практики давления на социалистические страны, при проведении «бархатных революций» в этих странах существовала уверенность, что военные силы против них применены не будут;

— с 1989 г. был начат вывод советских войск из восточноевропейских стран;

— при нейтральной позиции СССР были распущены СЭВ и ОВД;

— руководство СССР согласилось на объединение ГДР и ФРГ, не выдвигая особых условий.

При выборе второй точки зрения:

— после Второй мировой войны в восточноевропейских странах утвердилась сталинская модель социалистического развития, не учитывавшая интересы и особенности развития этих стран;

— во второй половине XX в. в этих странах неоднократно возникали кризисные ситуации, осложнялись их отношения с СССР (конфликт 1948 г. с Югославией, события 1956 г. В Польше и Венгрии, 1968 г. — в Чехословакии, 1981 г. — в Польше);

— выступления в ряде стран подавлялись силовым путем, с помощью войск СССР и других государств ОВД, что усиливало неприятие этими странами советской системы;

— на протяжении десятилетии в восточноевропейских странах существовало оппозиционное коммунистической власти диссидентское движение.

Указания к оцениванию

Баллы

Сделан выбор предпочтительного суждения, приведены 3 или более подтверждающих его аргументов

3

Сделан выбор предпочтительного суждения, приведены 2 аргумента

2

Приведен один аргумент

1

Все элементы названы неверно

0

Максимальный балл

3


С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В начале 1920-х гг. в связи с болезнью В.И. Ленина встал вопрос о том, кто возглавит после него коммунистическую партию.

Назовите партийных деятелей того времени, которые рассматривались как претенденты на место главы партии (не менее двух деятелей), и того, кто реально занял это место. Почему именно этот человек пришел к высшей власти? Укажите не менее двух причин.


Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1. А. В качестве претендентов на место главы партии могут быть названы:

— Л. Д. Троцкий;

— Н. И. Бухарин;

— Г. Е. Зиновьев;

— Л. Б. Каменев;

— И. В. Сталин.

1. Б. Высшим руководителем партии стал И. В. Сталин

2. В качестве объяснения того, почему к высшей власти пришел И.В. Сталин, могут быть приведены следующие положения:

— Сталин как генеральный секретарь партии (с 1922 г.) контролировал всю работу партийного аппарата, кадровые вопросы и имел широкие возможности добиваться своих целей, проводить собственный курс;

— Сталин действовал хитро, коварно, оттеснял и устранял других претендентов на власть одного за другим, использовал одних против других;

Сталин создал и умело использовал образ последователя и ученика В.И. Ленина, представляя себя продолжателем его дела;

— каждый из претендентов на власть стремился усилить собственные позиции, не хотел коллективного руководства

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 или более претендентов, фамилия Сталина и 2 причины его прихода к власти

4

Названы 2 претендента, фамилия Сталина и 1 причина его прихода к власти

3

Названы 2 любые верные положения

2

Названо 1 верное положение

1

Все элементы названы неверно

0

Максимальный балл

4


С7. Сравните положение русского дворянства до Крестьянской реформы 1861 г. и после проведения этой реформы. Укажите, что в положении дворян в названные периоды было общим (не менее двух признаков), а что — различным (не менее двух признаков).


Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

С7.1. Может быть отмечено, что общим в положении дворян было следующее:


— дворяне были и остались привилегированным сословием;

— дворяне не платили подати государству;

— дворяне не подвергались телесным наказаниям;

— до и после реформы существовало обширное дворянское землевладение;

— в дворянских хозяйствах использовался труд зависимых крестьян (после реформы — временнообязанных)


Названы 2 или более общих признаков

2

Назван 1 общий признак

1

Все элементы названы неверно

0

С7.2. Могут быть названы следующие различия в положении дворянства:

до реформы 1861 г.

после реформы 1861 г.

— крепостническая основа дворянских хозяйств, использование труда крепостных крестьян

— перестройка хозяйств на капиталистических основах, переход к использованию труда наемных работников

— дворяне имели право продавать, покупать крепостных крестьян

— дворяне лишились права продавать и покупать крепостных

— низкая продуктивность помещичьих хозяйств, разорение части дворянства

— дворяне получили значительные суммы в виде выкупных платежей, часть хозяйств стала более рентабельной

— землевладение значительной части дворян увеличилось за счет крестьянских отрезков

Названы 2 или более различий

2

Названо 1 парное или непарное различие

1

Все элементы названы неверно

0

Максимальный балл

4






Для любых предложений по сайту: [email protected]