СССР В 1953-1964 гг.

ИСТОРИЯ РОССИИ - Учебно-практический справочник

СССР В 1953-1964 гг.

Общественно-политическое развитие страны. Смерть И. В. Сталина 5 марта 1953 г. завершила целую эпоху в жизни страны: кончина вождя открыла дорогу реформам, необходимость которых ощущалась обществом и частью руководства сразу после окончания Великой Отечественной войны.

После смерти И. В. Сталина наиболее реальным претендентом на власть был Л. П. Берия, в подчинении которого была вся система карательных органов — МВД и МГБ. Он одним из первых в руководстве страны осознал необходимость отказа от наиболее одиозных проявлений командно-административной системы, предложив радикальную программу перемен.

Прежде всего, Л. П. Берия выступил против пропаганды культа личности И. В. Сталина на страницах печати. В марте 1953 г. по его инициативе был издан указ об амнистии, в апреле прекращено «дело врачей». Он же пытался повлиять на развитие хозяйственного механизма. В своих выступлениях в Президиуме ЦК КПСС Л. П. Берия поставил под сомнение эффективность колхозного производства, призвав отказаться от практики колхозного строительства в странах народной демократии. В области внешней политики Л. П. Берия являлся сторонником объединения ГДР и ФРГ, создания на их основе нейтрального демократического немецкого государства, считал необходимым нормализовать отношения с Югославией, пытался установить контакты с приверженцами идеи «демократического социализма» на Западе. Все это было поставлено Л. П. Берии в вину и дало основания для обвинения его в шпионской деятельности в интересах «мирового капитализма».

Обеспокоенные возможностью прихода к власти Л. П. Берии, имевшего диктаторские амбиции, другие руководители объединились и выступили против него, используя поддержку армии. Л. П. Берия был осужден и расстрелян. Устранение главы карательных органов сделало возможным их реорганизацию, имевшую целью ослабить их роль в системе государственной власти. В частности, были устранены «тройки» — органы внесудебного рассмотрения политических дел. У МВД также отобрали систему управления лагерями, передав ее Министерству юстиции. Эти органы были преобразованы в самостоятельную организацию, получившую название Комитета государственной безопасности (КГБ); широкие права контроля за его деятельностью были предоставлены прокуратуре. Вслед за Л. П. Берией арестам подверглись и другие организаторы послевоенных репрессий. Некоторые политические заключенные, в основном бывшие военнопленные, были амнистированы.

Внутриполитическая жизнь в стране характеризовалась продолжением борьбы за власть. Наиболее реальными претендентами оставались председатель Совета министров Г. М. Маленков и один из ближайших соратников И. В. Сталина Н. С. Хрущев, ставший в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС. Позиции Г. М. Маленкова были ослаблены вследствие падения Л. П. Берии, с которым он был связан как один из организаторов послевоенных репрессий (в частности, «ленинградского дела»). Н. С. Хрущев, напротив, сумел укрепить свои позиции: контролируя партийный аппарат, он начал ставить своих сторонников на все ведущие посты в партийных и государственных органах. В начале 1955 г. Г. М. Маленкова сняли с поста Председателя Совета Министров, возложив на него политическую ответственность за отставание сельского хозяйства.

После отстранения Г. М. Маленкова с поста председателя Совмина во главе государства фактически стал Н. С. Хрущев, занявший в 1957 г. эту должность.

С именем Никиты Сергеевича Хрущева связана политика, получившая название «оттепели», затронувшей общественно-политическую жизнь страны. Безусловно «звездным часом» Хрущова стал XX съезд партии, на котором он выступил с разоблачением культа личности И. В. Сталина.

Вслед за этим из тюрем и лагерей были возвращены сотни тысяч людей, арестованных по политическим мотивам. Предпринимались некоторые шаги, которые могут быть обозначены как меры по демократизации политической системы: расширены права Советов всех уровней в решении хозяйственных и социальных проблем. Увеличился объем полномочий общественных организаций, в частности профсоюзов.

Оттепель — перемены в социально-культурной жизни СССР во второй половине 1950 — начале 1960-х годов. Восходит к названию повести И. Эренбурга.

Главным направлением политических преобразований хрущевского руководства являлось расширение самостоятельности местных государственных и экономических структур.

Будучи глубоко уверенным в правильности и эффективности советской политической и экономической системы, Н. С. Хрущев все проблемы и трудности хозяйственного развития объяснял недостатком управления — сверхцентрализацией и бюрократизацией. Он считал, что существовавший порядок согласования решений и ограниченные полномочия местных органов власти не отвечают потребностям страны, тормозят ее социально-экономическое развитие. В 1954 г. по инициативе Н. С. Хрущева была упрощена структура министерств и сокращена численность аппарата государственных служащих. В последующие годы упразднили около 10 тыс. главков, трестов и прочих организаций. Весной 1955 г. были приняты меры по расширению прав союзных республик в финансово-экономической сфере.

Были созданы предпосылки для осуществления главной реорганизации хрущевского руководства — перестройки системы управления народным хозяйством по территориальному принципу и создание совнархозов. Н. С. Хрущев полагал, что эта реорганизация ограничит всевластие министерств и ведомств, будет способствовать развитию инициативы на местах.

В мае 1957 г. промышленные министерства были заменены сотней совнархозов, управлявших предприятиями на региональном уровне. Реформа в целом принесла мало положительных результатов. Конечно, она облегчила развитие некоторых отраслей местной промышленности, финансировавшихся по остаточному принципу ранее, когда руководство осуществлялось из центра, но затруднило функционирование ряда секторов крупной промышленности. Главным результатом реформы стало возбуждение недовольства десятков тысяч чиновников, вынужденных отправиться из столицы в регионы.

Бесконечные нововведения Н. С. Хрущева вызывали все растущее недовольство партийного и государственного аппаратов.

Понижению авторитета Хрущева способствовали сложности в экономическом развитии, обозначившиеся в начале 1960-х годов. Ухудшилась ситуация в главном «детище» вождя —сельском хозяйстве. Провальным в аграрном производстве оказался 1960 г.; сократились урожаи зерна и других сельскохозяйственных культур, уменьшилось производство мяса.

Пытаясь как-то урегулировать ситуацию в стране, замедлить растущий спад производства, Н. С. Хрущев предпринял ряд организационных мер: он лично выезжал в деревню, стремясь наладить на месте управление сельским хозяйством, обрушивал критику на «спекулянтов».

Способ решения экономических проблем Н. С. Хрущев видел в очередной перестройке системы управления — партийно-хозяйственного аппарата.

Еще в 1961 г. был принят новый устав партии, в котором подчеркивалась необходимость периодического обновления партийных кадров всех уровней — от сельских партячеек до ЦК. На каждых выборах замене подлежало определенное количество членов выборных органов, кроме того, запрещалось избираться в одни и те же инстанции более определенного числа раз. Н. С. Хрущев, будучи непритязательным в быту человеком, начал требовать чуть ли не аскетизма от своих приближенных. Он стал закрывать спецраспределители и переводить аппаратчиков на обслуживание через обычную торговую сеть. В начале 1960-х годов был резко сокращен перечень лиц, имевших право на пользование персональными государственными автомобилями. Весной 1962 г. Н. С. Хрущев начал перестройку административно-хозяйственного управления в сельских районах. Не закончив ее, он взялся за коренную реорганизацию партийного руководства по производственному принципу. Областные и районные комитеты партии были разделены на промышленные и сельские, что лишь привело к резкому увеличению численности функционеров. С осени 1962 г. началось укрупнение совнархозов. Но все эти попытки административно-силового решения экономических проблем окончились крахом.

Действия Н. С. Хрущева привели к дезорганизации экономики и политической жизни. Организационные реформы окончательно настроили против него номенклатуру. В условиях безраздельного господства партийного аппарата Хрущев фактически стал его заложником. Аппарат сплотился для отпора вождю, что в итоге закончилось его отставкой. На Пленуме ЦК КПСС 14 октября 1964 г. Н. С. Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК КПСС избрали Л. И. Брежнева.


Причины неудач реформ Н. С. Хрущева


Цель — усовершенствование политической системы, а не ее коренные изменения

Ни вожди, ни общество не были готовы к радикальным переменам. Руководители сталинской плеяды (в том числе и Н. С. Хрущев) не мыслили общества вне командно-административной системы. Свою задачу они видели лишь в том, чтобы заменить неэффективные, по их мнению, не оправдавшие себя компоненты и механизмы системы. Государство не мыслилось без жесткого планирования и руководящей роли партийных органов во всех сферах жизни общества.

Пути совершенствования системы без четкого видения

Непонимание того, за что следует браться в первую очередь, как и в каких границах проводить преобразования (отсюда и тот лихорадочный характер, с которым проводились хрущевские реформы). Н. С. Хрущев исчерпал все организационные варианты поиска путей эффективного развития социализма. Проводившиеся реформы не выходили за рамки командно-административной системы.

Руководители — «люди прошлого»

Кризис реформаторской политики привел к возникновению консервативных тенденций в политическом руководстве.


В результате произошел откат назад, выразившийся в восстановлении некоторых элементов тоталитаризма.


Социально-экономическое развитие страны. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР. На сессии глава правительства Г. М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики «лицом к человеку», о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, в также сельское хозяйство. Он должен был обеспечить за 2-3 года значительное улучшение снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в 2 раза денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшиеся недоимки по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли.

При, казалось бы, едином политическом курсе партийно-государственного руководства, позиция Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева отличалась от стратегического замысла Г. М. Маленкова. Приоритет в его политике был отдан сельскому хозяйству. Она предполагала, в частности, значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (что означало, по сути, продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства). Выступая на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС с программным докладом о развитии сельского хозяйства, Н. С. Хрущев поддержал мнение Г. М. Маленкова о перенесении центра тяжести с тяжелой промышленности на подъем производства товаров народного потребления, но это не помешало ему позже, на январском (1955 г.) Пленуме ЦК КПСС осудить Г. М. Маленкова, а на XX съезде партии — и сам этот курс. С приходом к власти в стране Н. С. Хрущева началось осуществление его концепции экономического развития СССР.

В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на Пленуме ЦК КПСС было заявлено о необходимости ускорения научно-технического процесса внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же был образован Госкомитет Совета Министров СССР по науке и технике. К концу 1950-х годов в стране было создано и освоено производство более 5 тыс. новых типов машин и оборудования.

Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стало освоение космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли, а в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос.

В качестве главного направления реформ, предпринятых Н. С. Хрущевым, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма, системы управления экономикой. Он полагал, что одним из главных факторов, сдерживавших экономическое развитие страны, является неоправданно большое количество чиновников: при общей численности рабочих и служащих в 1954 г. 44,8 млн чел. более 6,5 млн составлял административно-управленческий аппарат. Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию более 5 млрд руб.

В марте 1955 г. была предпринята попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, исходившая из сочетания централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов.

В 1956 г. в продолжение курса на децентрализацию управления ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские. Тогда же в ведение республик было передано управление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продолжена.

В мае сессия Верховного Совета СССР одобрила решение февральского Пленума ЦК КПСС об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления — Советов народного хозяйства (совнархозов).

Авторам этих решений казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального использования ресурсов, имевшихся на местах.

Несмотря на то, что Н. С. Хрущев увеличил финансирование сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, упор по-прежнему делался на производство средств производства (предприятия группы «А»), которое составило к началу 1960-х годов почти 75% общего объема промышленного производства. Предприятия группы «Б» (легкая и пищевая промышленность) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным.

В целом, среднегодовые темпы промышленного производства превышали 10%. Столь высокие темпы позволяют сделать вывод о завершении к началу 1960-х годов построения в СССР индустриального общества.

Это обстоятельство обусловило весьма серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 1960-х годов значительно выросла заработная плата рабочих и служащих ( на 19%), увеличились доходы колхозников (им были впервые введены пенсии), на 40% за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Эти достижения породили у Н. С. Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в скором построении коммунизма.

В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения, а в 1961 г. Программа КПСС, принятая на XXII съезде партии, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 1980-х годов.

Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством существовавшего хозяйственного механизма. В начале 1960-х годов, экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономике, субъективизм и волюнтаризм руководства, значительное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой.

Вновь был нарушен принцип материальной заинтересованности как колхозников, гак и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения крестьянами подсобных хозяйств, что породило острую нехватку продовольствия в 1962-1964 гг. В промышленном производстве роль материальных стимулов свелась на нет введенной системой морального стимулирования новаторов производства.

К этому времени относится и «кукурузная эпопея» Н. С. Хрущева. Стремясь увеличить производство кормовых культур, он настоятельно рекомендовал решить эту задачу путем расширения посевов кукурузы. С 1955 по 1962 г. площади под нее были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн га). Результатом этих мероприятий стало общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась и кризисом в освоении целинных земель в 1962-1963 гг., связанным как с неблагоприятными погодными условиями, так и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв.

Кризисные явления в развитии сельского хозяйства привели к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим затем постоянными. В городах не хватало даже хлеба. В июне 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30% цены на мясо и на 25% — на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев и открытые выступления.

Наиболее серьезными стали в 1962 г. события в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска. Волнения и столкновения с милицией в эти же дни имели место в городах Донбасса и Кузбасса.

С целью снижения напряженности правительство приняло ряд социальных мер. В частности, была повышена зарплата в госсекторе (на 35%), удвоился размер пенсий и был снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сократилась с 48 до 46 часов. Руководство отменило введенные еще в 1920-е годы обязательные государственные займы. Начал решаться и жилищный вопрос; городской жилищный фонд с 1955 по 1964 г. увеличился на 80%. Все это свидетельствовало о том, что по сравнению с первыми послевоенными годами вторая половина 1950 — первая половина 1960-х годов стали периодом значительного улучшения материального положения населения.

Однако результаты преобразований были достаточно противоречивыми: с одной стороны, выросли темпы промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось материальное положение населения, с другой стороны, уже в начале 1960-х годов наметились кризисные явления в социально-экономической сфере, руководство не смогло добиться поставленных задач.

Несмотря на некоторые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашедшая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее развитых капиталистических стран Запада продолжало оставаться значительным.

Построение в СССР индустриального общества современного типа требовало замены не только прежнего хозяйственного механизма, но и устаревшей политической системы. Сломав репрессивную систему, реформы не затронули ее основу — административно-командную систему.

Поэтому многие из преобразований начали свертываться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР постиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 1960-х годов, ни позже.


Основные исторические сведения


Исторические даты


4 апреля 1953 г.

прекращение «дела врачей».

17 июня 1953 г.

«Берлинский кризис».

26 июня 1953 г.

арест Л. П. Берии.

27 июля 1953 г.

заключение перемирия в Корее.

20 августа 1953 г.

сообщение об испытании водородной бомбы в СССР.

Сентябрь 1953 г.

избрание Н. С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС.

8 февраля 1955 г.

отставка Г. М. Маленкова с поста главы правительства. Назначение на эту должность Н. А. Булганина.

14 мая 1955 г.

создание Организации Варшавского Договора.

Сентябрь 1955 г.

установление дипломатических отношений между СССР и ФРГ.

14-25 февраля 1956 г.

XX съезд КПСС.

30 июня 1956 г.

Постановление ЦК КПСС о культе личности И. В. Сталина.

Октябрь — ноябрь 1956 г.

подавление выступлений в Венгрии.

Декабрь 1956 г.

секретное Письмо ЦК КПСС партийным организациям о борьбе с «антисоветскими враждебными вылазками».

1957 г.

Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве.

27 марта 1958 г.

назначение Н. С. Хрущева Председателем Совета министров СССР.

23 октября 1958 г.

присуждение Б. Пастернаку Нобелевской премии по литературе.

Декабрь 1958 г.

начало школьной реформы.

1959 г.

начало сборов интеллигенции и студенческой молодежи у памятника В. В. Маяковскому в Москве.

4 октября 1959 г.

запуск первого в мире искусственного спутника Земли.

12 апреля 1961 г.

первый в мире полет в космос человека — советского космонавта Ю. А. Гагарина.

Июнь 1962 г.

массовые выступления и подавление рабочих в Новочеркасске.

Октябрь 1962 г.

Карибский кризис.

5 августа 1963 г.

заключение Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой.

14 октября 1964 г.

отставка Н. С. Хрущева с партийных и государственных постов. Избрание Первым секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежнева.


Исторические деятели

Г. М. Маленков, Л. П. Берия, Н. С. Хрущев, Г. К. Жуков, В. М. Молотов, Н. А. Булганин, Д. Т. Шепилов, А. А. Громыко, А. Н. Шелепин, Л. И. Брежнев, Ф. Р. Козлов, А. Микоян, А. Н. Косыгин, П. Е. Шелест, А. А. Фадеев, М. А. Шолохов, Л. Д. Ландау, А. Д. Сахаров, С. П. Королев, М. В. Келдыш, И. Эренбург, В. Дудинцев, А. Твардовский, Б. Пастернак, А. Солженицын, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Э. Неизвестный, М. Хуциев, О. Ефремов, Ю. Любимов, М. Ромм, И. Б. Тито, Д. Кеннеди, Шарль де Голль, Д. Эйзенхауэр, Мао Цзедун, У. Черчилль, Д. Неру, Г. А. Насер, Ф. Кастро, Сукарно.


Документы эпохи

Доклад Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях»; Постановление ЦК КПСС «О преодолении последствий культа личности И. В. Сталина» от 30 июня 1956 г.; программа КПСС (октябрь 1961 г.); Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г.; письмо А. Д. Сахарова Н. С. Хрущеву с призывом прекратить испытания термоядерного оружия (декабрь 1958 г.).






Для любых предложений по сайту: [email protected]