ИСТОРИЯ РОССИИ - Учебно-практический справочник
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ - Урок 7
Контрольные вопросы.
1. Чем вы можете объяснить стремительный и относительно бескровный характер Февральской революции?
2. Каково, на ваш взгляд, влияние Первой мировой войны на революционные события в России?
3. Как и почему изменились настроения либеральных деятелей в ходе февральских событий?
4. Чем можно объяснить активизацию рабочего и крестьянского движения весной и летом 1917 г.?
5. Какие альтернативы открывались перед страной после Февраля 1917 г.?
6. Какие новые черты появились в революционном лагере под влиянием февраля 1917 г?
7. Что общего и в чем различие в оценках лидерами левых политических партий послереволюционной ситуации в России и перспектив ее дальнейшего развития?
8. Чем можно объяснить успех большевиков в народных массах летом и осенью 1917 г.?
9. Существовали ли осенью 1917 г. возможности предотвращения выступления большевиков и их победы?
10. Чем вы можете объяснить причины победы большевиков в октябре 1917 г.?
Выполните практические задания.
1. Составьте таблицу, наглядно представляющую альтернативу развития страны в 1917 г.
2. Попытайтесь схематично представить сильные и слабые стороны Временного правительства, его успехи и неудачи.
3. На основе мемуаров, писем, дневников и выступлений политических лидеров России 1917 г. составьте политические характеристики А. Ф. Керенского, Г. Е. Львова, Николая II, В. И. Ленина, В. М. Чернова, Л. Г. Корнилова, Г. В. Плеханова, Л. Д. Троцкого.
Объясните понятия.
1. Дайте определение понятия «альтернатива». Какова была альтернатива развития России в 1917 г.?
2. Подумайте над понятиями «двоевластие», «многовластие», «безвластие». Что в них может быть общего; в чем принципиальное различие?
3. Каким из приведенных выше понятий вы определили бы ситуацию во властных структурах России после Февраля 1917 г.?
4. Как можно определить ситуацию в высших политических кругах после июльских событий и выступления генерала Л. Г. Корнилова в августе 1917 г.?
5. В чем различие понятий «мятеж» и «выступление» применительно к действиям Л. Г. Корнилова?
6. Какое понятие можно употребить, оценивая действия большевиков в октябре 1917 г.: «революция» или «переворот»? Почему?
7. Как вы понимаете выражение «Временное правительство»? До какого времени оно должно было выполнять свои функции? Чем отличалось Временное правительство дооктябрьского периода от Временного революционного правительства, образованного большевиками 26 октября 1917 г.?
8. Поясните сущность Директории. Чем она отличалась от предыдущего состава правительства?
9. Что такое «предпарламент»? Что в нем общего и в чем различие с обычным парламентом?
10. Что такое Учредительное собрание? В каких случаях и с какой целью оно появляется? Почему в большинстве случаев Учредительное собрание является неконституционным органом? В чем его сила и авторитет в глазах общества?
Выскажите свое мнение.
1. Политические партии России о перспективах развития страны после Февраля 1917 г.
2. Социально-экономическое развитие страны в 1917 г.
3. Альтернатива развития России в 1917 г.
4. Октябрь 1917 г.: революция или переворот?
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
1. Николай II в февральские дни 1917 г.
2. Монархические партии после Февраля 1917 г.
3. Либеральные партии в дни Февральской революции.
4. Политические партии в 1917 г.
5. Партия большевиков в феврале-марте 1917 г.
6. В. И. Ленин и Февральская революция в России.
7. Кризисы власти в 1917 г.
8. «Апрельский перелом» в большевистской партии.
9. Выступление генерала Л. Г. Корнилова.
10. Альтернативы политического развития России осенью 1917 г.
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ТЕСТ 1
Вариант 1
1. Кто возглавил в марте 1917 г. первый состав Временного правительства?
2. Как назывался первый документ Февральской революции, изданный Петросоветом 1 марта 1917 г., который был направлен на демократизацию вооруженных сил?
3. Какая российская партия к лету 1917 г. стала самой многочисленной?
4. На какой месяц был первоначально назначен созыв Учредительного собрания?
5. Что предусматривала аграрная программа кадетов в 1917 г. — сохранение или отмену частной собственности на землю?
6. Был ли принят Временным правительством закон о восьмичасовом рабочем дне?
7. Какова была позиция Временного правительства в вопросе о национально-государственном устройстве: а) сохранение России унитарным государством до решения Учредительного собрания; б) признание права наций, населявших Россию, на политическое самоопределение?
8. В чью пользу в июле 1917 г. завершился период двоевластия?
9. Законодательные или совещательные функции получил российский Предпарламент, начавший свою работу 7 октября 1917 г.?
10. Какой орган Петроградского совета осуществлял военное руководство вооруженным восстанием в Петрограде 25-26 октября 1917 г.?
Вариант 2
1. Какой пост занимал во Временном правительстве лидер конституционно-демократической партии П. Н. Милюков?
2. Когда Временное правительство провозгласило Россию республикой?
3. Поддержал или осудил политику Временного правительства Поместный Собор Русской Православной Церкви?
4. По какому принципу составлялись избирательные списки в Учредительное собрание России: на основе всеобщего или цензового избирательного права?
5. Отмену или сохранение частной собственности на землю предусматривал «Крестьянский наказ о земле», составленный эсерами осенью 1917 г. на основе 242 местных крестьянских наказов?
6. Что легло в основу внешней политики Временного правительства: а) выполнение союзнических обязательств и продолжение войны с Германией; б) разрыв международных договоренностей царского правительства и выход из Первой мировой войны?
7. Сколько правительственных кризисов произошло за время существования Временного правительства с марта по октябрь 1917 г.?
8. Кто из генералов в августе 1917 г. попытался совершить правый государственный переворот?
9. Кто — большевики, меньшевики или эсеры — составляли большинство депутатов Петроградского совета в октябре 1917 г.?
10. Как называлось написанное В. И. Лениным воззвание Петросовета 25 октября 1917 г., в котором Временное правительство объявлялось низложенным и провозглашалась Советская власть?