Курс отечественной истории
Общественно-политическая жизнь конца 20-х – начала 50-х гг. XIX в. - Российская империя в первой половине XIX в.
Восстание декабристов подтолкнуло оппозиционную правительству часть студенчества к организации различных кружков и тайных обществ. В 20—30-е гг. XIX столетия ядро этих организаций составляли главным образом студенты Московского университета. Кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделял программу декабристов; кружки В.Г. Белинского (1829), А.И. Герцена, Н.П. Огарева (1831–1834), Н.В. Станкевича (1833–1837) изучали теорию утопического социализма, западноевропейскую философию.
На рубеже 30—40-х годов XIX в. центром общественно-политической жизни стали журналы и газеты. В московском журнале "Телескоп" в 1836 г. было опубликовано "Философическое письмо" П.Я. Чаадаева (в молодости входил в декабристский "Союз благоденствия", был другом А.С. Пушкина).
П.Я. Чаадаев крайне пессимистически оценивал прошлое, настоящее и будущее России. "Прошлое ее бесполезно, настоящее – тщетно, а будущего никакого у нее нет", – писал он. За эту публикацию журнал был закрыт, а П.Я. Чаадаев по высочайшему повелению объявлен сумасшедшим. Изложение взглядов П.Я. Чаадаева в печати ускорило процесс формирования двух идейных течений – славянофильства и западничества.
Славянофилы отстаивали самобытность исторического развития России, которая, по их мнению, заключалась в существовании общины и огромной нравственной роли Православной церкви. Они выступали против крепостного права, бюрократизма, свободу выражения общественного мнения; предлагали возродить государственный институт Московской Руси – Земский собор. Их политические взгляды отражала формула: "Власть – царю, народу – мнение".
Они идеализировали допетровскую Русь; полагали, что реформы Петра I нарушили самобытный ход развития русского общества. Славянофилы были сторонниками монархии. Наиболее яркими представителями этого течения являлись А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков.
Западники защищали европейский путь развития. Идеалом для них был Петр I и его реформы. В сфере государственного устройства они склонялись к конституционной монархии и рассматривали в качестве образца для России парламентские Англию и Францию. Западники отрицательно относились к крепостному праву. К западникам принадлежали Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин.
Споры между западниками и славянофилами главным образом касались различных подходов к оценкам прошлого и будущего России. По мысли Н.А. Бердяева, смысл полемики между ними заключался в том, "должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси". Не следует полностью противопоставлять эти два течения друг другу. "Да, мы (западники. – Авт.) были противниками их (славянофилов. – Авт.), – писал А.И. Герцен, – но очень странными. У нас была одна любовь (к России. – Авт.), но не одинаковая… И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны в то время, как сердце билось одно".
Полемика западников и славянофилов во многом способствовала становлению либерального и рево-люционно-демокра тического те нений.
Одним из лидеров первого был профессор всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановский. Он критиковал крепостнический характер николаевского режима, выступал за реформы общественно-политической жизни. Революционнодемократическое течение было представлено
В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, а также петрашевцами – членами кружка М.В. Буташевича-Петрашевского, который возник в 1845 г. в Петербурге. Среди участников кружка были М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский. Петрашевцы были сторонниками отмены крепостного права, ликвидации монархии, введения демократических свобод. Некоторые участники кружка выступали за революционный путь преобразований. В среде петрашевцев были представлены идеи утопического социализма. В апреле 1849 г. кружок был разгромлен полицией. Многие его члены были отправлены на каторгу.
Одновременно оживляется национальное движение. В1846 г. в Киеве было создано тайное украинское общество – Кирилло-Мефодиевское братство. Его учредителями были историк Н.И. Костомаров, поэт Т.Г. Шевченко. Участники братства выступали против крепостного права, сословных привилегий, за национальное освобождение Украины и образование славянской демократической федерации со столицей в Киеве. Ее должны были образовать Россия, Украина, Польша, Чехия, Сербия, Болгария. В марте 1847 г. по доносу провокатора начались аресты. Жестокое наказание понес Шевченко, сосланный в солдаты с запрещением писать и рисовать.
Таким образом, М.В. Петрашевский, А.И. Герцен и В.Г. Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Поражение революции в Европе (1848–1849) привело А.И. Герцена к мысли об особом пути России к социализму, так как в русском народе прочно укоренилось коллективное начало в виде крестьянской общины. В 1853 г. в Лондоне он вместе с Н.П. Огаревым основал "Вольную русскую типографию". Ее издания – альманах "Полярная звезда" и газета "Колокол" — стали первыми представителями бесцензурной русской прессы.