История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
Образование и наука в России первой половины XIX в - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
Развитие экономики страны, расширение государственного аппарата, усложнение жизни в целом предопределили необходимость Дальнейшего совершенствования системы образования.
Руководство системой образования становится особой сферой Государственного управления. Специальным указом 1803 г. были созданы шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители. В каждом из округов были открыты три разряда начальных Передних учебных заведений, образование в которых было преемственным: приходские училища, уездные училища, классические Гимназии. Окончание гимназий открывало дорогу в университет. Вначале XIX в. в стране было открыто 5 новых университетов (в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове и Петербурге).
В начале века продолжает развиваться система закрытых учебных заведений для дворян. Во многих городах открываются лицеи. Самый известный из них — Царскосельский. Выпускником его был А. С. Пушкин. Многие состоятельные дворяне получали домашнее Образование. Для них специально приглашали учителей.
Образование было поставлено под неусыпный идеологический контроль государства. Министром народного просвещения графом С. С. Уваровым была сформулирована «теория официальной народности», три положения которой «православие, самодержавие, народность» должны были стать основой государственной политики «сфере образования и печати. В 1827 г. был издан указ, запрещавший прием в средние и высшие учебные заведения крепостных крестьян. Был усилен контроль за университетами, считавшимися источником «неблагонадежности». В 1835 г. университеты были лишены статуса Внутренней автономии. Преподаватели, вызывавшие сомнения в своей лояльности, немедленно увольнялись.
Увеличивается количество военных учебных заведений, обучение в которых проходили в основном молодые дворяне. В 1832 г. была открыта Императорская военная академия, а в 1855 г. — Артиллерийская и Инженерная академии.
Рост промышленного производства и развитие техники вызвали рост потребности в специалистах технических специальностей. В первой половине XIX в. увеличилось количество профессионально-технических учебных заведений. В начале 1830-х гг. в Петербурге были основаны Институт гражданских инженеров, Лесной институт, Практический политехнический институт. Институт инженеров путей сообщения. Горная школа, основанная еще в XVIII в., была преобразована в Горный институт. В Москве были основаны Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, Горнозаводская школа, Техническое училище и др.
Значительных успехов добились российские ученые. Существенные достижения ознаменовали исследования как в фундаментальных областях науки, так и в прикладных, развитие которых было обусловлено производственными потребностями. Ведущими научными центрами оставались Академия наук и Московский университет. Наряду с ними большую роль в науке играли недавно образованные университеты — прежде всего Петербургский, Казанский и Дерптский. Помимо Академии наук и университетов, значительную роль в развитии русской науки играли различные научные общества: одно из старейших в мире Русское географическое общество, основанное в 1845 г.; Императорское общество истории и древностей российских. Археологическое общество, Математическое общество и др.
С Казанским университетом связана деятельность знаменитого ученого Н. И. Лобачевского. Великий математик Николай Иванович Лобачевский является создателем «неевклидовой геометрии» — нового учения в науке, весьма радикально изменившего представления о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежала считавшаяся незыблемой теория древнегреческого ученого Евклида. Геометрия Лобачевского отличается от обычной Евклидовой прежде всего тем, что согласно одной из базовых аксиом Лобачевского в плоскости через точку, не лежащую на прямой, можно провести более чем одну прямую, параллельную данной. Отличаются многие теоремы, например, сумма углов в треугольнике меньше 180° и т. д. Несмотря на внешнюю парадоксальность, Н. И. Лобачевскому удалось доказать логическую обоснованность его построений.
Химику профессору Н. Н. Зинину впервые удалось получить анилин — органическое вещество, применяемое в производстве Носителей и фармацевтической промышленности. Русский физик И. В. Петров с помощью созданной им крупнейшей для того времени гальванической батареи открыл электрическую дугу и показал возможность ее использования для освещения и плавки металлов. Академиком Б. С. Якоби были изобретены электродвигатель, гальванопластики и несколько типов телеграфных аппаратов. Академик В. Я. Струве был основателем и первым директором всемирно известной и лучшей На тот момент в мире Пулковской обсерватории, сыгравшей огромную роль в развитии астрономических исследований.
С Дерптским университетом была связана деятельность основоположника военно-полевой хирургии Н. И. Пирогова. Пирогов участвовал во многих военных кампаниях: оборона Севастополя. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и др. Он впервые произвел операцию мод наркозом в полевых условиях.
В 1803-1806 гг. мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева» осуществили первое среди русских путешественников кругосветное плавание, во время которого было открыто множество новых островов в Тихом и Ледовитом океанах. В 1819-1821 гг. проведена экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева к Южному полюсу. Во время этого плавания в 1820 г. была открыта Антарктида.
Особые успехи были достигнуты в изучении истории. В начале XIX в. вышла 12-томная «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. «История» Карамзина написана на основании изучения обширнейшего комплекса источников. Будучи назначен на официальную должность историографа, Н. М. Карамзин получил доступ к государственным архивам. Труд его был поистине титаническим. Произведение Н. М. Карамзина дало толчок дальнейшему развитию исторической науки. Первая половина XIX века подарила русской культуре целый ряд имен известных историков: М. П. Погодин, М. Т. Каченовский, Н. А. Полевой. В 1840-е годы начинается деятельность великого историка Сергея Михайловича Соловьёва. Большой вклад в изучение истории европейского Средневековья был сделан профессором Московского университета Т. Н. Грановским.