ТУРЦИЯ - СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Всемирная история 9 класс с 1914 г. по настоящее время - разработки уроков

ТУРЦИЯ - СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ

Цели урока:

Образовательная: рассмотреть особенности развития Турции в период между двумя мировыми войнами; показать внутреннюю и внешнюю политику государства; подчеркнуть роль М. Кемаля в становлении Турецкой Республики.

Развивающая: на основе интерактивного обучения развивать аналитическое мышление для критического осмысления исторических событий в мире, в том числе в Турции.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к стремлению народов к независимости; формировать принципы демократического мышления и поведения.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: “Политико-экономическая карта Турции”, карты “Турция в первой половине ХХ в.”, “Вторая мировая война”, карта-схема Турции и др.; портрет Мустафы Кемаля Ататюрка.

План изучения темы:

1. Начало национально-освободительной борьбы турецкого народа.

2. Российско-турецкие соглашения 1921—1922 гг. Сакарийские сражения.

3. Реформы М. Кемаля.

4. Стабилизация международного положения Турецкой Республики в 30-х годах.

5. Турция в годы Второй мировой войны.

Основные понятия: буржуазно-патриотические общества,

Кемалистская революция, партизанское движение, созыв Великого Национального Собрания Турции, Национально-демократическая революция, Турецкая Республика.

Основные события:

• Национально-освободительное движение в Турции — 1918—1923 гг.

• Турецко-советское соглашение — 16 марта 1921 г.

• Принятие Закона об упразднении султанской власти — ноябрь 1922 г.

• Провозглашение Турецкой Республики — 29 апреля 1923 г.

• Турецкая Республика была принята в Лигу Наций — 1932 г.

Во вступительном слове к теме учитель напоминает учащимся о создании Османского государства и расширении территории Османской империи в ХIV—XVII вв. за счет завоеванных стран. Затем рассказывает о балканских войнах, Русско-турецкой войне 1877—1888 гг., кризисе в Османской империи, обществе “Молодые турки”.

1. Рассказывая о тяжелых последствиях войны, преподаватель может использовать дополнительные сведения. Четырехлетняя война сильно отразилась на финансовом состоянии Османской империи. В конце 1918 г. в войну был вложен 1 млрд. лир. Во время войны Турция попала в сильную зависимость от Германии. В турецких министерствах работали немецкие советники и специалисты. В армии и на флоте командные должности занимали германские офицеры. В конце войны в Турции проживали 800 германских граждан и 1800 военных офицеров. Германия превратила Турцию в своего финансового и военного вассала.

Учитель называет предпосылки национально-освободительной борьбы и, используя карту, показывает места дислокации военных сил Антанты на территории Турции, а также турецкие территории, которые были захвачены английскими, французскими, итальянскими и греческими войсками.

В ходе беседы с учащимися определяются предпосылки и движущие силы национально-освободительной борьбы турецкого народа. Во главе движения стояла национальная буржуазия. В связи с этим дается характеристика буржуазно-патриотических обществ. Национально-освободительное движение возглавил генерал Мустафа Кемаль.

Мустафа Кемаль-паша (1881—1938) был видным государственным деятелем. Жизнь и деятельность основателя современной Турции, ее первого президента (1923—1938 гг.) описаны в учебнике. Преподаватель, используя дополнительные материалы и демонстрируя различные иллюстрации, старается конкретизировать задание и предлагает учащимся самостоятельно подготовить сообщения.

В 1919 г. прошел Конгресс обществ защиты прав. Представительский комитет, выбранный на Сивасском конгрессе, сплотил народ на освободительную борьбу.

В Анатолии усилилось партизанское движение. В 1920 г. в Анкаре было созвано Великое Национальное Собрание и провозглашены независимость и целостность Турции. Было сформировано новое правительство под руководством М. Кемаля.

Необходимо обратить внимание учащихся на дружественное соглашение РСФСР и Турции от 16 марта 1921 г., привести примеры помощи Советов правительству Кемаля.

Для конкретизации вопроса можно проанализировать содержание договора между РСФСР и Ираном (Персия) от 26 февраля 1921 г. (хрестоматия).

2. Давая пояснение решающим боям и освободительной борьбе, необходимо использовать карту и обратить особое внимание на победу революционной армии и результаты борьбы. Учащимся дается задание обдуманно ответить на следующие вопросы, задаваемые по ходу урока:

1. Каким был состав революционной армии?

2. Какие возможности имелись для вывода войск Антанты с территории всей страны?

3. За что турецкий султан был изгнан из страны?

Великая победа турецкого народа была утверждена на мирной конференции в Лозанне (необходимо отметить ее значение). Турция заключила мирное соглашение с семью государствами. Были признаны ее территориальная целостность и государственная независимость. Войска Антанты были выведены с турецкой территории. Было упразднено политическое и экономическое превосходство иностранных государств.

3. Борьба турецкого народа в 1918—1922 гг. определилась как национально-освободительное движение под предводительством национальной буржуазии. Преподаватель дает задание учащимся самостоятельно определить экономико-политические и социальные изменения, произошедшие во время правления Кемаля. Для экономии времени предлагается выполнять задание, разделив класс на группы.

Задание 1-й группе: политические изменения, осуществленные правительством М. Кемаля.

Задание 2-й группе: социальные изменения, осуществленные правительством Кемаля.

Задание 3-й группе экономические изменения, осуществленные правительством Кемаля.

Преподаватель анализирует ответы каждой группы и дополняет их. Для более глубокого раскрытия содержания темы предлагается прочитать в хрестоматии раздел об упразднении налога ашар в 1941 г. и введении нового налога на землю. Вопросы по материалу:

1. Что такое налог ашар?

2. Был ли выгоден новый налог на землю?

3. На какую продукцию налагались 8% и 10%-ные налоги?

4. Преподаватель рассказывает о том, что в связи со стабилизацией экономического положения Турецкого государства его международный статус тоже стал укрепляться, в подтверждение чего приводятся конкретные факты. Можно заимствовать их из хрестоматии.

Затем следует ознакомить учащихся с решениями конференции в Монтре (Швейцария), прошедшей 20 июля 1936 г., и сравнить их с результатами конференции в Лозанне в 1923 г. Вопросы по материалу:

1. Какие решения конференции в Монтре укрепили политическое положение Турции?

2. Какое предложение внесла турецкая делегация, приехавшая в Москву в сентябре 1939 г.?

3. После того как Турция не приняла предложение СССР, какое государство стремилось подчинить ее своему влиянию?

4. Какая из сторон способствовала нарушению дружественных отношений между Турцией и Советским Союзом?

Для подитоживания темы необходимо обсудить меры, принятые турецким правительством 18 января 1940 г., по укреплению безопасности страны (по материалам хрестоматии).

В конце урока целесообразно провести так называемое хронологическое тестирование, предложив учащимся ответить на следующие вопросы.

1. Что произошло в эти годы:

а) 1918 — 1923 гг.;

б) 1881 — 1938 гг.;

в) 1911 — 1913 гг.?

2. Какие законы приняла Турецкая Республика в:

а) 1924 — 1934 гг.;

б) 1920—1930 гг.;

в) 1926 г.?

3. Каково значение дат:

а) 30 октября 1923 г.;

б) 13 октября 1923 г.;

в) 3 марта 1924 г.;

г) 20 апреля 1924 г.;

д) 24 ноября 1934 г.;

е) 20 июля 1936 г.?

Преподаватель подводит итоги урока и оценивает работу учащихся.


Домашнее задание: ответить на вопросы 1, 4, 5 в конце темы; подготовить сообщение о жизни и деятельности М. Кемаля.






Для любых предложений по сайту: [email protected]