Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс
Завершение Отечественной войны 1812 г. Заграничный поход русской армии - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г. - РОССИЯ В 1801—1825 гг
Цель урока: углубить знания учащихся о войне, показать роль Кутузова в победе, ознакомить с результатами войны, ее историческим значением.
Основное содержание: Армия Наполеона в Москве. Отступление и полный разгром французской армии. Заграничные походы русской армии. Венский конгресс и Священный союз. Польская конституция 1815 г. Внешняя политика после 1815 г.
Личность в истории: герои войны — М. Милорадович, П. Багратион, Н. Раевский, Д. Давыдов.
Оборудование урока: карта «Отечественная война 1812 г.».
План урока:
1. Проверка знаний.
2. Наполеон в Москве.
3. Отступление французской армии.
4. Заграничный поход русской армии.
5. Внешняя политика после 1815 г.
Ход урока
1. Проверка знаний — устный опрос. Срок службы во французской армии для солдат составлял пять лет, в русской — 25 лет. Основную массу французских и русских войск составляли бывшие крестьяне. Французские солдаты могли дослужиться до офицерских званий, русские — нет. Как эти факторы сказывались на боеспособности обеих армий? Русская армия имела полугодовой запас продуктов, французская — трехмесячный. Что мешало эффективному использованию богатейших природных ресурсов России во время войны? Каковы были военно-стратегические планы обеих сторон перед началом войны? Какой из этих планов осуществился? Расскажите о ходе Бородинского сражения, дайте его военно-стратегическую оценку.
2. О пребывании французской армии в Москве — дополнительный материал.
«Московский генерал-губернатор граф Федор Васильевич Ростопчин после Бородинской битвы проявил бурную деятельность. Он считал, что если враг вступит в Москву, то ему должен достаться лишь один пепел. Кутузов попытался переубедить Ростопчина, заверив его, что даст Наполеону сражение у Москвы, а на военный совет в Филях умышленно не пригласил. Войска, отступая, прошли через старую столицу, и только тогда губернатор понял, что Кутузов его обхитрил, а времени для осуществления всеобщего пожара уже не было. Растопчин приказал раздать факелы выпущенным арестантам, которые грабили и поджигали город, давал инструкции полицейским, какие кварталы и дома сжигать в первую очередь. 2 сентября, покидая город, Растопчин сказал сыну: «Посмотри хорошо на этот город, ты видишь его в последний раз, еще несколько часов, и Москвы больше не будет — только пепел и прах». Четыре дня пылал город, ветер раздувал пламя, от многих кварталов остался только пепел, океан огня пожирал все: деревянные постройки, дворцы, храмы, бесценные памятники культуры. Более 22 тысяч раненых были брошены в госпиталях на произвол судьбы, многие из них сгорели. Три четверти Москвы выгорело. На пятый день пожар стал затухать, к вечеру полил дождь. После пожара начались грабеж, мародерство, надругательство над оставшимися жителями, осквернение храмов, в которых французы устроили конюшни. В одном из писем к Александру Наполеон сообщал, что уже казнено 400 поджигателей. Расстрелам подвергали грабителей, однако навести порядок удавалось с трудом, армия деморализовалась, разлагалась. Император ждал добрых вестей из Петербурга и не покидал Москву. Послал три письма царю, но ответа не последовало. Кутузов писал в одном из приказов: «Рука Всевышнего карает Наполеона. Москва станет его тюрьмой, могилой для него и для его армии!» (Яковер Л. Б. Занимательные истории... С. 59—60).
Вопросы: почему Кутузов не хотел пожара в Москве? Зачем московский губернатор отдал приказ сжечь столицу? Стала ли Москва тюрьмой для Наполеона и его войска? Существует версия, что Москву подожгли сами французы, не дождавшись ключей от столицы. Правомерна ли такая точка зрения? Найдите в романе Л.H. Толстого «Война и мир» страницы с описанием пребывания французов в Москве. Совпадает ли оно с изложенным выше? (Можно зачитать отрывки в классе и затем обсудить.)
3. Об отступлении французской армии учитель рассказывает, используя дополнительный материал.
ВРАГ ОТСТУПИЛ!
«12 октября, через пять дней после выступления французов из Москвы, произошла жестокая схватка у Малоярославца, город восемь раз переходил из рук в руки. На другой день утром Наполеон осматривал позиции, как вдруг налетели казаки с пиками наперевес. Императора еле спасли. Вечером он приказал доктору Ювану дать ему пузырек с ядом на случай опасности. Пробиться на юг Наполеон не смог и Вынужден был повернуть на старую Смоленскую дорогу, разоренную самими французами.
Русские параллельным маршем преследовали неприятеля, нападая на него с флангов, поражая неожиданными налетами, ударами партизан. Кутузов рассчитывал на усталость, развал дисциплины, лишения, голод, царившие в неприятельской армии, которая таяла изо дня в день. «Все это развалится без меня», — с усмешкой говорил Кутузов. Ударили морозы. Отступавшие терзались муками голода, друг у друга вырывали еду, убивали раненых, чтобы избавиться от лишних ртов. Случалось, что французы жарили и ели трупы своих товарищей. С усилением морозов начали раздевать мертвецов и использовали их одежды и обувь.
В боях у Березины враг потерял пленными 5 генералов, более 400 офицеров, 23,5 тысяч солдат, а вместе с убитыми и утонувшими потери составили примерно 50 тысяч человек. Русские говорили о французах: «Отогрелись в Москве, замерзли на Березине».
25 декабря 1812 г. война официально завершилась — император огласил манифест об окончании войны» (Яковер Л. Б. Занимательные истории...)
Вопросы: почему, захватив столицу России, Наполеон проиграл войну против нее? Докажите, что война 1812 г. обоснованно называется отечественной.
4. Цели заграничного похода русской армии 1813—1814 гг.: освобождение Западной Европы и России; ослабление французского влияния в Европе; разрушение захватнических планов Наполеона.
Далее вопрос изучается через работу с учебником и картой. Задание: на контурной карте проложить маршрут русской армии, надписать города и даты их взятия.
При отсутствии контурных карт можно заполнить графы соответствующей таблицы:
ЗАГРАНИЧНЫЙ ПОХОД РУССКОЙ АРМИИ 1813-1814 гг.
|
5. О внешней политике России в 1815—1825 гг. учитель сообщает, напоминая, что этот материал уже изучался в ходе курса всеобщей истории (см. план урока 5). Возможна запись опорного конспекта:
ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС ДЕРЖАВ-ПОБЕДИТЕЛЬНИЦ (СЕНТЯБРЬ 1814 - ИЮНЬ 1815):
• Объявление Наполеона «врагом человечества». Начало формирования новой коалиции против Франции;
• Пруссия получает часть Саксонии, Россия — герцогство Варшавское.
Цели создания Священного союза монархов Европы (Австрия, Пруссия, Россия): сохранение границ европейских государств по Венскому конгрессу, укрепление феодальных династий, подавление революционного движения в Европе.
КОНГРЕССЫ СВЯЩЕННОГО СОЮЗА
|
(Важенин А.Г. Конспекты уроков для учителя истории. 8 класс. История России XIX в. М., 2001.)
Основные положения польской конституции 1815 г.: королем Польши являлся российский император, наместником — наследник российского престола; сейм избирался шляхтой, осуществлял законодательную власть, собирался 1 раз в 2 года; Государственный совет действовал постоянно, государственный язык — польский; свобода личности и гражданские свободы для шляхты.
Домашнее задание: П. Н. Зырянов, § 3; подготовить рефераты о героях Отечественной войны 1812 г.