Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс
Русско-турецкая война 1877—1878 гг. - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ - РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II (1855-1881)
Цель урока: показать прогрессивную роль России в борьбе против господства султанской Турции над славянскими народами, мужество и героизм русских солдат и офицеров.
Основное содержание: Ход войны. Сан-Стефанский договор. Берлинский конгресс.
Оборудование урока: карта «Русско-турецкая война 1877—1878 гг.».
План урока.
1. Проверка знаний.
2. Хроника войны.
3. Значение победы России.
4. Причины принятия условий Берлинского трактата.
Ход урока
1. Проверка знаний — устный опрос. Почему Россия в середине XIX в. оказалась в международной изоляции? Как была прорвана эта дипломатическая блокада? Кто из русских дипломатов сыграл в этом процессе наиболее значительную роль? Чем было обусловлено стремление России в Среднюю Азию? Как происходил процесс присоединения Средней Азии к России?
2. Хроника русско-турецкой войны 1877—1878 гг.
Дата |
События и их значение |
11 (23) апреля 1877 г. |
Разрыв Россией дипломатических отношений с Турцией |
12 (24) апреля 1877 г. |
Объявление Россией войны Турции |
Апрель 1877 г. |
Взятие русскими войсками без боя крепости Баязет |
5 мая 1877 г. |
Взятие русскими войсками крепости Ардаган |
Июль 1877 г. |
Взятие русскими войсками г. Никополя |
18 (30) июля 1877 г. |
Отражение турками атаки русского корпуса на Плевну с большими потерями для русских |
19 (31) июля |
Занятие 10-тысячным отрядом генерала Гурко Шипкинского перевала |
30 августа |
Сражение под Плевной между русскими и турецкими войсками |
6 ноября 1877 г. |
Штурм и взятие русскими войсками крепости Каре |
28 ноября |
Взятие русскими войсками Плевны |
28 декабря |
Армия Весселя-паши, окруженная русскими войсками, сдалась в плен |
Январь 1878 г. |
Победа под Филиппополем войск генерала Гурко над 50-тсячной армией Сулеймана-паши |
8 января 1878 г. |
Занятие передовыми русскими отрядами без боя г. Андрианополя. Обращение Турции к России с просьбой о перемирии |
19(31) января 1878 г. |
Подписание Андрианопольского перемирия между Россией и Турцией |
19 февраля 1878 г. |
Подписание Сан-Стефанского предварительного мирного договора России с Турцией |
1 (13) июля 1878 г. |
Заключение Берлинского трактата державами — участницами Берлинского конгресса |
Июль 1878 г. |
Завершение эвакуации русских войск из Болгарии |
3. Бездарные руководители, храбрые солдаты.
«Русско-турецкая война 1877—1878 гг. выявила бездарность командования, кроме нескольких генералов, таких как И. В. Гурко, Ф. Ф. Радецкий, М. И. Драгомиров, М. Д. Скобелев, Н. Г. Столетов и ряд других, но совершенную неподготовленность воинов, которые одерживали победы храбростью и геройством, а не умением.
Перед войной военный министр Д. А. Милютин писал в дневнике:
«Остается одна надежда на то, что мы имеем против себя турок, предводимых еще более бездарными вождями».
Главнокомандующим стал брат императора Николай Николаевич, о котором говорили как о «высочайшем идиоте», а когда к старости он сошел с ума, люди задавались вопросом: как можно сойти с ума, если его не было. Военными действиями на Кавказе командовал еще один брат царя Михаил Николаевич — «совсем не орел». Французская императрица Евгения (жена Наполеона III), побеседовав с ним, воскликнула: «Это не человек, а лошадь».
В войне принял участие цесаревич Александр Александрович, совершенно не знавший военного дела. Царь считал войну с турками что-то вроде военной прогулки.
После неудачного третьего штурма Плевны, проведенного в день царских именин, Александр в растерянности произнес: «Надобно признать, что нынешняя кампания не удалась нам». Когда Милютин заявил, что отступать от Плевны не следует, главнокомандующий великий князь Николай Николаевич сказал: «Если считаете это возможным, то и принимайте команду, а меня прошу уволить». По словам военного министра, государя занимают не столько стратегические и тактические соображения военачальников, сколько раздача наград. Один из участников войны полковник М. А. Газенкампф отмечал, что в главной квартире «изумляет многочисленность праздношатающихся дармоедов», а чинам императорской свиты «окончательно делать нечего».
Впервые в этой войне были допущены на фронт корреспонденты. Их возглавил находившийся при штабе главнокомандующего полковник М. А. Газенкампф, который оставил свои воспоминания.
На фронтах были писатели, журналисты, фотографы, художники. Среди них в военных действиях участвовали В. А. Гиляровский, В. И. Немирович-Данченко, фотограф А. Д. Иванов, художник-баталист В.В. Верещагин. Известны его полотна «Перед атакой. Под Плевной», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Шипка-Шейново». Он пытался показать, что на войне «на каждый час славы приходится 20, 30, 40 и, пожалуй, гораздо больше часов страданий и мучений каждого рода». Война унесла более 100 тыс. жизней русских воинов» (Яковер Л. Б. Занимательные истории... С. 228—229).
Вопросы: каким предстает перед вами Александр II в этом отрывке? Сравните этот отрывок с соответствующими материалами в вашем учебнике. Почему, на ваш взгляд, в учебнике нет этих сведений? Как вы считаете, нужна ли была России эта война? Или наша страна вновь выполнила роль «жандарма Европы»? Свою точку зрения докажите.
4. Вопрос можно изучить в ходе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, где достаточно четко изложены условия подписания обоих документов. Перед началом самостоятельного изучения материала учитель ставит вопрос: почему Александру Горчакову, блестящему дипломату, не удалось отстоять интересы России в Берлине? После завершения работы с учебником учитель выслушивает мнения школьников и обобщает их ответы.
Домашнее задание: П.Н. Зырянов, § 22; в качестве домашнего задания возможно самостоятельное составление хронологической таблицы «Русско-турецкая война 1877—1878 гг.».