Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс
Общественное движение в 1861—1866 гг. Возникновение народничества. Три течения в народничестве - РЕФОРМА, ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА - РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II (1855-1881)
Цель урока: уяснить причину возникновения и составляющие части народничества.
Основное содержание: Власть и общественность: эволюция взаимоотношений. Кристаллизация политических течений: народничество.
Основные понятия: народничество.
План урока:
1. Проверка знаний.
2. Становление народничества.
3. Направления народничества.
4. Основные идеи революционного народничества.
5. Ведущие организации народников.
Ход урока
1. Проверка знаний. Обсуждается один вопрос: по какому пути стал развиваться капитализм в сельском хозяйстве России после 1861 г.?
Затем проверка заполнения данных по России в таблице «Пути развития капитализма в сельском хозяйстве».
2. О становлении народничества в 1860—1870 гг. учитель сообщает с помощью схемы:
РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ 1860—1870 гг. |
|||||
Тайный кружок Н. Ишутина, С. Нечаева. Террор |
«Народная расправа», Петербург |
«Большое общество пропаганды» Н. Чайковского, Петербург, Москва |
|||
А. И. Герцен, Н. П. Огарев «Колокол» |
Н. Г. Чернышевский «Земля и воля» |
||||
3. Идейные течения и лидеры в народничестве.
|
4. Основные идеи революционного народничества излагаются учителем и записываются восьмиклассниками в виде опорного конспекта:
• Капитализм в России — явление чуждое, насаждаемое «сверху»,
• У России особый путь исторического развития.
• Самодержавие в стране не имеет социальной опоры.
• Будущее России — социализм, прийти к которому можно, минуя капитализм.
• Ячейка социализма в стране — крестьянская община.
• Руководящая сила крестьянства — партия революционеров- профессионалов.
5. Вопрос можно изучать путем самостоятельной работы учащихся с учебником или беседы учителя с классом и записи в рабочую тетрадь опорной таблицы:
«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» (1876-1879)
|
Домашнее задание: П. Н. Зырянов, § 23—24; в классах с высоким уровнем знаний таблицы, приведенные в вопросах 3 и 5, можно предложить для самостоятельного заполнения школьниками.