Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс
Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. - ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ - РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II (1855-1881)
Цель урока: раскрыть содержание одной из крупнейших реформ, положившей начало интенсивному капиталистическому развитию страны.
Основное содержание: Личное освобождение крестьян, наделение их землей, выкупная операция, крестьянское общественное управление.
Основные понятия: «временно-обязанные», выкупные платежи.
План урока.
1. Проверка знаний.
2. Личное освобождение крестьян.
3. Выкупная операция.
4. Значение реформы.
Ход урока
1. Проверка знаний — устный опрос. Как проходило обсуждение проектов освобождения крестьян? Кто, кроме царя, сыграл существенную роль в успехе этого процесса? В каких странах мира еще оставалось рабство после 1861 г.?
2.
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КРЕСТЬЯНСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ |
Права и свободы крестьян по Манифесту 19 февраля 1861 г.:
• право заниматься торговлей;
• право перехода в другие сословия;
• право заниматься предпринимательством.
3. Вопрос разъясняется учителем через опорный конспект.
Незавершенность реформы:
• крестьянская реформа в основном сохранила феодально-крепостнические порядки;
• земля за крестьянами сохранялась на правах пользования, а не владения;
• оставались нетронутыми помещичье землевладение и крестьянская община;
• за пользование землей крестьяне по-прежнему несли феодальные повинности — барщину и оброк.
Противоречия реформы:
• получение крестьянами земли в собственность за выкуп, стоимость которого была выше рыночных цен;
• выкупные платежи — плата крестьян государству за землю, полученную в собственность в течение 49 лет. Отменены в 1907 г.;
• временно-обязанное состояние крестьян — выполнение феодальных повинностей — барщины и оброка — за пользование землей до ее выкупа. Отменено в 1881 г.;
• установление норм крестьянских наделов в зависимости от природных и экономических условий.
4. Результаты крестьянской реформы: формирование рынка рабочей силы и буржуазии из крестьянства; развитие промышленности; проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство; консервация феодально-крепостнических порядков; недовольство крестьян условиями «свободы». Всплеск крестьянских восстаний.
Домашнее задание: П. Н. Зырянов, § 17.