Россия В XIX в. - Поурочные разработки по истории 8 класс
Попытки укрепить империю и начало ее кризиса - АПОГЕЙ САМОДЕРЖАВИЯ - НИКОЛАЕВСКАЯ РОССИЯ (1825—1855)
Цель урока: дать представление о формах и методах борьбы Николая I за укрепление власти и финансово-экономического положения страны.
Основное содержание: Кодификация законов. Крестьянский вопрос. Финансы. Необходимость преобразований.
Основные понятия: кодификация.
Личность в истории: П. Д. Киселев, Е. Ф. Канкрин.
Оборудование урока: карта «Российская империя в XIX в.».
План урока:
1. Проверка знаний.
2. Кодификация законов.
3. Крестьянский вопрос.
4. Финансы.
Ход урока
1. Проверка знаний — устный опрос. Какие меры были предприняты Николаем I для укрепления самодержавия? В чем состоит суть теории официальной народности? Какие задачи выполняла канцелярия его Императорского Величества?
2. Кодификация законов.
«Придя к власти, Николай обратил особое внимание на беспорядок в законах и поручил 2-му отделению своей канцелярии дело кодификации — систематизации законов. Составление единого свода законов было предоставлено М. М. Сперанскому, который приобрел полное доверие и привязанность императора.
Царь не желал «сочинения новых законов», а велел «собрать вполне и привести в порядок те, которые уже существуют».
Чтобы избежать возможных ошибок, велась кропотливая сверка текстов с подлинниками высочайших указов. Их с большой бережливостью доставляли из Сената. Каждый документ тщательно прочитывался и сравнивался с имеющимися копиями, затем материалы вновь отправлялись в Сенат.
Работа по обобщению 30 930 законов, начиная с Уложения 1649 г. до восшествия на престол Николая I, проделана была менее чем за четыре года. В январе 1830 г. Сперанский преподнес императору 45-томное «Полное собрание законов Российской империи». Кроме этого было выпущено шесть томов законов, принятых при Николае Т. Через три года изготовлен был 15-томный Свод действовавших законов, расположенных по тематико-хронологическому принципу.
19 января 1833 г. на специальном заседании Государственного совета, посвященном обнародованию «Свода», император подозвал Сперанского и, сняв с себя Андреевскую звезду, надел ее на него и горячо обнял. В конце жизни он был удостоен титула графа, стал воспитателем царевича Александра. Михайло Михайлович достиг почестей, но это была слава «великого реформатора» без «великих реформ» (Яковер Л. Б. Занимательные истории... С. 134—135).
3. Крестьянский вопрос: облегчение положения крестьян и крепостных; разработка мер постепенной отмены крепостного права (1837—1841 гг. — реформа в государственной деревне П. Д. Киселева, создание секретных комитетов по решению крестьянского вопроса).
О личности главного николаевского реформатора по крестьянской части П. Д. Киселева учитель сообщает следующее:
Киселев Павел Дмитриевич (1788—1872) — государственный и военный деятель, граф. Участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии, русско-турецкой войны 1828— 1829 гг. Пользовался расположением Александра I и Николая I. В 1829—1834 гг. проводил государственные реформы в Молдавии и Валахии, бывших под покровительством России. Сторонник постепенной отмены крепостного права, входил в секретные комитеты, провел реформу государственных крестьян в 1837—1841 гг., считая ее началом дальнейших преобразований. В 1856—1862 гг. посол в Париже, затем в отставке.
НАЧАЛЬНИК ШТАБА ПО КРЕСТЬЯНСКОЙ ЧАСТИ
«В императорской канцелярии возникло 5-е отделение во главе с П. Д. Киселевым по управлению государственными имуществами, которое в 1837 г. было преобразовано в Министерство государственных имуществ с его же руководством. Оно взяло на себя попечительство над государственными крестьянами и облегчило их положение. По мысли Киселева введено было самоуправление казенных крестьян: они проводили сходы, выбирали голов и старшин, судей. Одновременно упорядочено взимание налогов, рекрутский набор, определенные льготы, крестьян обеспечивали зерном в неурожайные годы, малоземельных наделяли землей, заводили школы. Николай шутливо называл Киселева «начальником штаба по крестьянской части».
Царь стремился все население поставить в.зависимость от себя. Но добрая половина крепостных находилась в распоряжении помещиков. Было принято ряд мер по ограничению личной зависимости крестьян. В 1827 г. запрещено отдавать крепостных на заводы. В следующем году ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению. С 1833 г. запрещалось продавать крестьян с торгов при разделении семей, дарить их, платить ими частные долги. В 1847 г. крестьяне получили право выкупа на свободу при продаже имений, а годом позже им разрешено приобретать недвижимость в собственность. Однако многие решения носили лишь рекомендательный характер.
В 1842 г. Киселев предложил закон об «обязанных» крестьянах. По этому закону помещик мог освобождать крестьян с земельным наделом при заключении обоюдного соглашения. За пользование землей крестьяне обязаны были нести повинности в пользу владельца (отсюда название «обязанных»). Закон торжественно рассматривался в Государственном совете, на котором выступил царь: «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло, для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь — было бы злом, конечно, еще более гибельным».
Крестьянское освобождение монарх считал делом будущего и думал, что оно должно совершиться постепенно и с неприменным сохранением права помещика на землю. Помещики не стали выполнять закон об «обязанных» крестьянах, и он не получил на практике почти никакого применения. До реформы 1861 г. освобождено было лишь немногим более 27 тыс. крестьян» (Яковер Л. Б. Занимательные истории... С. 154—156).
Вопросы: почему решение крестьянского вопроса было поручено профессиональному военному? Отчего крестьянская реформа началась именно с государственных крестьян? Что из сделанного П.Д. Киселевым вошло в Положение об освобождении крепостных крестьян 19 февраля 1861 г.?
4. Канкрин Егор Францевин (1774—1845) — государственный деятель, граф. В период Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии проявил себя знающим дело и честным снабженцем. В 1823—1844 гг. — министр финансов, провел денежную реформу.
Содержание денежной реформы излагается в пределах учебника.
Домашнее задание: П. Н. Зырянов, § 7.