Повторительно-обобщающий урок по разделу «Мир в середине и второй половине XIX в.» - ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в. - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Мир в середине и второй половине XIX в.» - ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX в. - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Цель урока: контроль знаний.

Повторительно-обобщающий урок по второму разделу может быть решен в нескольких вариантах.


Первый вариант — заполнение таблицы:


ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО УСТРОЙСТВА ВЕДУЩИХ СТРАН ЗАПАДА К НАЧАЛУ XX в.

Вопросы для сравнения

США

Англия

Франция

Германия

Япония

Площадь, в млн. кв. км






Население, в млн. чел.






Государственное устройство






Правящие партии






Доля в мировом производстве






Вхождение в военно-политические союзы






Какими колониями обладала






Вклад в науку






Вклад в искусство







Учитель во вступительном слове разъясняет восьмиклассникам, что таблица заполняется на основании данных учебника и записей в рабочих тетрадях. При нехватке времени окончание работы над таблицей может быть перенесено в домашнее задание.


Второй вариант

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ «МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.»

1. Индустриальное общество — это:

а) общество, состоящее из капиталистов — хозяев заводов, и трудящихся, работающих на этих заводах;

б) общество, состоящее из ученых, инженеров и техников, занятых созданием и совершенствованием машин;

в) стадия развития общества, сменяющая традиционное, аграрное общество;

г) подходят все три определения.

2. Либерализм — это:

а) идейно-политическое и культурное течение, опирающееся на идею традиции и преемственности в общественно-политической и культурной жизни;

б) движение за светское образование;

в) идейное и общественно-политическое течение, провозгласившее принцип политических, общественных и экономических свобод;

г) идеология, защищающая права и свободы личности.

3. В XIX в. двухпартийная политическая система существовала:

а) во Франции;

б) в Англии;

в) в Германии;

г) в США.

4. Исключительное право в какой-либо сфере деятельности называется:

а) акцией;

б) монополией;

в) гомрулем;

г) урбанизацией.

5. Какая из этих стран не является африканской:

а) Эфиопия;

б) Мозамбик;

в) Гана;

г) Никарагуа.

6. Американский механик-самоучка, ставший автомобильным магнатом:

а) Форд;

б) Бор;

в) Кох;

г) Планк.

7. В Антанту не входила:

а) Россия;

б) Франция;

в) Италия;

г) Великобритания.

8. Соперничество, соревнование в достижении сходных целей, но лучших результатов, называется:

а) конкуренцией;

б) концентрацией;

в) милитаризацией;

г) индустриализацией.

9. Страна — крупнейшая монополия к началу XX в.:

а) Россия;

б) США;

в) Великобритания;

г) Франция.

10.Консерватизм — это:

а) идейное и общественно-политическое течение, провозгласившее принцип политических, общественных и экономических свобод;

б) идейно-политические и культурные течения, опирающиеся на идею традиции и преемственности в общественно-политической и культурной жизни;

в) движение за религиозное образование населения;

г) приверженность традиционным ценностям в жизни общества.

Ключ: 1 в; 2 в; 3 г; 4 б; 5 г; 6 а; 7 в; 8 а; 9 в; 10 г.


Третий вариант

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ПО МАТЕРИАЛАМ ВТОРОГО РАЗДЕЛА «МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.»

МИР НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

На политической карте мира в середине XIX в. были представлены большинство современных государств. Раздробленными оставались только три из ныне ведущих стран: Германия, Италия и Франция. (Две, кроме Франции.) На юге Европы укреплялась Османская империя. (Приходила в упадок.) Причиной, ускорившей объединение Германии, стала революция в Пруссии — самом могущественном из немецких государств. (Франко-прусская война.) Первым императором объединенной Германии стал Бисмарк. (Канцлером.)

Последней страной, отменившей рабство, в новой истории человечества стали США, сделавшие это в 1865 г. (Бразилия, 1888 г.) Противники отмены рабства убили президента США Джона Кеннеди, решившегося на этот прогрессивный шаг. (Авраама Линкольна.) Во многих странах мира к началу XX в. завоевал популярность социализм, провозглашающий гонку вооружений, приоритет военных во всех сферах жизни государства. (Милитаризм.) Лишь одна страна пыталась предотвратить гонку вооружений, выступив в 1898. г. с инициативой проведения всемирной конференции по разоружению. Этой страной была Франция и ее император Наполеон III. (Россия, Николай II.)

Расцвета достигла культура человечества на рубеже веков. Американский инженер Эдисон изобрел кинематограф. (Братья Люмьер, французы.) Англичанин Резерфорд — радио. (Россиянин Попов и итальянец Маркони.) Первой женщиной в мире лауреатом Нобелевской премии стала Софья Ковалевская. (Мария Складовская-Кюри.) Но человечество неизбежно катилось к началу мировой войны, ибо уже были созданы в Европе агрессивные блоки: НАТО и Антанта. (Тройственный союз и Антанта.)

(174 слова)

Инструкция. В тексте диктанта допущено 15 исторических ошибок. Восьмиклассники под диктовку учителя сначала записывают весь текст, затем подчеркивают ошибки, нумеруют их, после текста исправляют ошибки, записывая правильные ответы. Оценки ставятся за количество обнаруженных и правильно исправленных ошибок. Норма оценок: «5» за 13—15; «4» за 10—12; «3» за 7—9 найденных и правильно исправленных ошибок. Оценка «2» за 6 и менее найденных и исправленных ошибок.


Четвертый вариант

ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ

«3»

1. Расскажите об одном из деятеле культуры изученного периода.

2. Осветите ход и итоги одной из Балканских войн (по вашему выбору).

3. Раскройте борьбу против колониальной зависимости на примере любой изученной вами страны.

4. Что дала США гражданская война? Можно ли было ее избежать?

5. В чем специфика объединения Германии?

«4»

1. Какие направления господствовали в европейском искусстве на рубеже XIX и XX вв.? Раскройте содержание одного из них в общих чертах или на конкретных примерах.

2. Почему Балканский полуостров стал узлом противоречий в указанный период? Свое мнение обоснуйте.

3. Почему Испания и Португалия не смогли удержать своих колониальных владений в Латинской Америке?

4. Можно ли считать Гражданскую войну в США второй буржуазной революцией? Свою точку зрения обоснуйте.

5. Какой путь объединения страны — итальянский или германский — кажется вам наиболее успешным? Почему?

«5»

1. Докажите, что в европейском искусстве изученного периода стали преобладать интеграционные процессы?

2. Существовали ли альтернативные пути решения противоречий между великими европейскими державами, кроме военного?

3. За счет чего Англии и Франции удалось собрать много колоний, выиграть спор за расширение колониальных империй у Испании и Португалии?

4. Почему к началу XX в. США удалось выйти на первое место в мире по объему производства?

5. В чем сходство и в чем различие путей объединения Германии и Италии?

Домашнее задание: ввиду повторительно-обобщающего характера данного и последующего урока по учебнику не задается. Можно дать задание подготовиться к итоговому уроку по курсу новой истории.






Для любых предложений по сайту: [email protected]