Образование военных союзов в Европе. Назревание общеевропейского кризиса - ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА В КОНЦЕ XIX в. - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Новая история XIX в. Россия в XIX в. 8 класс - Поурочное планирование

Образование военных союзов в Европе. Назревание общеевропейского кризиса - ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА В КОНЦЕ XIX в. - МИР В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в

Цель урока: раскрыть основные противоречия между великими европейскими державами.

Основное содержание: Нарастание противоречий между великими державами. Основные узлы противоречий: франко-германский, англо-германский, русско-английский, русско-германский. Русско-французский союз. Тройственный союз. Антанта. Ведущие общественно-политические течения. Их отношения к войне. «Казус Мильерана». Интернационал. Международное социал-демократическое движение. Национализм и шовинизм в общественном сознании Европы.

Основные понятия и термины: Антанта, Тройственный союз, «Казус Милъерана», Интернационал, национализм, шовинизм.

Оборудование урока: карта «Европа перед первой мировой войной».

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Основные противоречия между великими державами

3. Работа с понятиями и терминами.

Ход урока

1. Проверка знаний — устный опрос. Какие причины привели к началу первой Балканской войны? Что привело к началу второй Балканской войны? Сравните причины начала первой и второй Балканских войн? Чем объяснить, что Балканский полуостров стал «горячей точкой» Европы в начале XX в.?

2. Основные противоречия можно изучить путем самостоятельной работы учащихся с текстом учебника или рассказом самого учителя и записью конспекта:

3.

ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ВЕЛИКИМИ ДЕРЖАВАМИ В НАЧАЛЕ XX в.


                                                                                                   

Между кем и кем

Основное содержание противоречий

Франко-германские

Из-за Эльзаса и Лотарингии, отобранных у Франции после франко-прусской войны 1870— 1871 гг.; из-за французских колоний в Африке, на которые претендовала Германия

Англо-германские

Экономический, военно-морской, колониальный антогонизм

Русско-английские

Из-за усиления позиции России на Дальнем и Ближнем Востоке, в Средней Азии

Русско-германские

Торговые (препятствующие выходу России на германский рынок); из-за сближения России и Франции; из-за усиления позиций России на Ближнем Востоке


3. Работа с терминами. Антанта — союз Великобритании, России и Франции, созданный в 1894—1907 гг. для совместной борьбы против агрессии со стороны Германии. Позже (в ходе первой мировой войны) к нему присоединилось более 20 государств. Тройственный союз — союз Германии, Австро-Венгрии и Италии, созданный в 1882 г. и направленный первоначально против Франции, а в начале XX в. и против России и Англии. «Казус Мильерана» — Александр Мильеран (1859—1943) — французский социалист, сторонник реформ. В 1899 г. вошел в состав правительства Вальдека-Руссо, премьер- министра Франции. Это был первый в истории случай участия социалиста в буржуазном правительстве, названный «Казус Мильерана». В 1904 г. А. Мильеран исключен из рядов социалистической партии. В 1920—1924 гг. Александр Мильеран являлся президентом Франции. Интернационал — в дословном переводе с латинского «международный». В истории существовало несколько организаций с таким названием. Первый Интернационал, или Международное товарищество рабочих, был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1864 г. и просуществовал до 1876 г. Второй Интернационал, или Международное объединение социалистических партий, был создан в 1889 г. и просуществовал до 1917 г. После Октябрьской революции в России преобразован в Социалистический рабочий интернационал. Национализм — политическое движение и идеология создания и развития национального государства, в котором этническая и государственная граница совпадают. Возник в XIX в., стал массовой идеологией. Одним из проявлений национализма стало представление о мировой истории как борьбе наций за существование и естественном неравенстве наций. Одним из проявлений национализма является шовинизм. Шовинизм — крайне реакционная форма национализма.

Домашнее задание: А. А. Кредер, § 32; А. Я. Юдовская, § 29.

Возможно перенести в домашнее задание составление таблицы «Противоречия между великими европейскими державами в начале XX в.».






Для любых предложений по сайту: [email protected]